Существует ли уникальность?

Предвосхитить «неожиданные» жизненные повороты, особенно зигзаги жизни душевной, можно просто читая хорошую литературу: все мыслимые закономерности и переживания сами приходят к нам в дом, делаем выводы и, как рекомендовал классик, вообще никуда из комнаты после этого не выходим. Но нет.  Почему-то неймется все проверить на себе.   

Между тем уникальных сюжетов нет. Мы догадываемся, конечно, но истинно проникаемся этим знанием годам к 40, с удивлением обнаруживая, что наше «уж у меня то так точно не будет» и  «я сделаю все иначе»  укладывается в одну из обыденных схем, и не так то далеко мы пошли, как нам грезилось в юности,  и не такие уж вершины покорили,  и у нас тоже появляется седина, а аптечка разрослась, потеснив косметичку.

Но я не столько о жизни телесной, сколько о душевной. Ощущение заезженности собственных переживаний, что оказывается до нас испытали и продолжают испытывать миллионы, а также поиск и попытки ощутить свою уникальность, тоже не эксклюзивны.

Но мне кажется, многие не там ищут. Чувства не уникальны, глупости, которые мы творим в надежде, что уж нас-то не догонят, борьба, которую мы ведем со страстями, прозрения, мечты, заблуждения, мысли, достижения, продукты в которых обязательно должно содержаться УТП (уникальное торговое предложение) – все это разошлось миллионными тиражами повторяющихся копий. Копипаст. Копипаст.

Но вот что абсолютно незаменимо и действительно уникально – это отношения. Рисунок контакта неповторим. Да, мы можем в течение жизни дружить со многими, любить многих,  можем менять партнеров, утрачивать друзей и на их место находить новых, но заменимость не означает тождественность.

Люди – не кубики лего, ты не можешь безболезненно вырвать из жизни человека и вставить на это место какого-то, примерно похожего по форме и размеру, но немного другого цвета.  То, что было между мной и тобой, не повторимо для нас ни в одном ином контакте. Так что для целого мира мы-  за редчайшим исключением-  действительно неразличимые песчинки,  а вот друг для друга очень даже уникальные.

Вот в этой особенности и неповторимости узора, что складывается между двумя, источник как радости, так и грусти. Невосполнимы расставания, потери, незаменимы чувства, хотя на их место неизбежно просачиваются иные. И странно все это в очередной раз понимать и проживать, как первый, и неизбежно, ведь никто из нас не хочет застыть, как в глыбе льда в навечном однообразии, да и если хочет, не сможет, но приветствовать перемены, расставания, отъезды и утраты близких не так уж и просто. 

Еще сложнее отличить мудрость смирения от временного упадка сил и утраты веры. Где грань между тем, что все еще следует проявлять настойчивость, противясь обстоятельствам, и между тем, что пора признать судьбу и уважительно принять ее волю? По себе я замечаю, что все больше готова отдавать инициативу обстоятельствам, предпочитая все считать благосклонными, хотя признаться фантазии не всегда хватает на то, чтобы их оправдать, но не уверена, что это та самая мудрость смирения. Наверняка какая-нибудь очередная психологическая защита, что притворяется жизненным опытом. Ну пусть будет, видимо нужна.     

 

Отзывы

Все отзывы