Почему захлестнуло эмоцией?

В каких же случаях эмоции избегают абсолютной цензуры разума? (начало тут)

Если не брать состояний патологических, то это те, что откликаются в нас болью совершенно иных событий, не имеющих к происходящим в данный момент прямого отношения. Это боль незажившей раны, в очередной раз случайно задетой. Это она «встрепенулась, как старая полковая кляча, заслышавшая звук кавалерийской трубы» (С)

Ну то есть, например, когда вы на вечеринке приглашаете партнера потанцевать, а он вам отказывает – это неприятно. Если же вы испытываете ощущение отверженности, ненужности, обесцененности, если и на утро встаете с переживанием «я никому не нравлюсь», или с мыслями, что в былые времена и за меньшее угощали отравленными рыжиками, то можно сделать предположение о том, что дела обстоят чуть хуже и не столько имеют отношение к так опрометчиво отказавшему партнеру (да будут дни его в преисподней наполнены не держащими баланс партнершами), сколько к историям чуть более древним.

Самыми непереносимыми, выносящими к черту контроль, обычно бывают стыд, чувство вины, бессилие или ощущение отверженности. Это генерализованный ответ наиболее болезненного, когда-то невыносимого состояния.

Не сложно догадаться, что обычно сильные чувства захватывали нас в детстве и с тех пор у нас к ним, доступ, как в фантастическом романе. Вне времени, вне пространства. Как нуль-транспортировка: раз и вот он твой персональный адок – например невыносимый стыд, что абсолютно не адекватен текущему моменту.

Заметить ключевое непереносимое переживание
клиента – одна из интересных задач терапии.

Поставить вместе с клиентом под сомнение реакцию текущего момента – следующий шаг.

Нарастить способность переносить, то что пока что кажется невыносимым -третий.

Так к старости глядишь и обретем устойчивость (не путать с безразличием).

Как понять, что эмоциональный ответ не пропорционален или как найти это переживание?

Обращайте внимание на захваченность. Это когда переживание не отступает. День, второй, третий мы его гоняем в себе и ощущаем, как тухлую рыбу, что уже и ни выплюнуть, и ни переварить. Такая захваченность будет свидетельствовать о том, что материала намного больше одного-единственного события и вся наша ярость (стыд, вина you name it) скорее всего адресованы совсем другим персонажам.

Отзывы

Все отзывы