О чем ты думала? (когда решила завести ребенка)

Сегодня в рубрике «Нам пишут» ответ на вопрос о «порочной практике» бездумного деторождения.

«Вика, моя старшая дочь не так давно родила мне внука. В августе ему будет 2 года. Ей 24. Нет смысла перечислять все “прелести” этой ситуации, так как вся эта история одним словом – сумбур. Сейчас она уже в стадии развода, вспоминает прошлые решения не иначе, как «бес попутал», и я задумалась, глядя на ее мытарства: почему самое важное в жизни решение мы нередко принимаем, совсем не задумываясь? Ведь даже запланированный ребенок порой удивляет естественными в общем то проблемами. Мы можем потратить массу времени на подготовку к решению любой другой задачи, а родить ребенка очень часто лежит в плоскости-хочу мороженного. Я знаю, что это не у всех, но также знаю, что многие рожали первого, по крайней мере ребенка, именно в порыве страсти и я даже не про страсть между двумя людьми я говорю) Это о том, что так, вдруг захотелось чего-то (обычно каждый называет что то своё), а ребенок прям это как раз и восполнит! Откуда такая порочная идея?»

Дорогая Т, вряд ли открою тебе что-то новое своим ответом, но мне было интересно поразмышлять на эту тему, так что спасибо за вопрос, и надеюсь ты справишься с моим многабукв!

Ну и первое, конечно, то пришло в голову, это мысль: а может мы вообще не созданы для того, чтобы слишком много на эту тему думать? Особенно пока мы молоды, пока у нас еще не было опыта рождения и воспитания детей. То есть в принципе, мы, конечно, можем логически рассуждать и принимать решение, даже будучи молодыми, даже о такой для многих абстракции, как рождение ребенка, но «рассудок может предписать законы крови, а пылкий темперамент перепрыгивает через них», сказал Вильям наш Шекспир пару сотен лет назад, и с тех пор мир не сильно изменился.

Инстинкт и страсть часто сносят голову напрочь даже тем, кто уже имел нелегкий опыт родительства, что уж говорить о прочих, и может быть, это и неплохо, потому что, у меня есть смутное подозрение: если бы мы принимали такие решения исключительно осознанно и взвешенно, человечество бы вымерло.

Кстати, концепция, в которой планирование семьи исходит из каких-то экзистенциальных, а не из бизнес-целей или не из целей выживания, относительно молода. Ведь еще недавно дети нужны были как рабочая сила или как продолжатели династий, которым надо было передать крепостных и владения, контрацепция была слабо развита или вообще отсутствовала, как осознанная необходимость, а значит мы (человечество в целом) не особо привыкли рассуждать о предназначении детей или о том, в какой момент и кто может себе их позволить. В обязательной биологической и социальной программе написано: дети должны быть. И все.

То есть мы можем транслировать идею необходимости получить образование, заработать, сделать карьеру или родить пока молоды и есть здоровье, но сама идея о том, что дети будут, как бы не подвергается сомнению. Это неоспоримая (почти) ценность. Не будем также забывать, что дети – это самый кажется простой, хотя лично для меня очень сомнительный ответ, на вопрос о смысле жизни, который рано или поздно перед всеми встает.

Не замужем, но есть ребенок, хорошо, что хоть успела «родить для себя» – вот что мы слышим. В воздухе витают установки: должны быть дом-дерево-человек, жизнь твоя без детей, особенно, если ты женщина, не состоялась, ты вряд ли раскроешься полноценно, а значит непродуманная беременность не так страшна, как отсутствие детей.

И все эти установки совершенно противоположны мысли познать себя, воплотить какое-то свое творческое начало до рождения детей, все они как бы намекают, что реализоваться можно лишь с приходом в твою жизнь малышей, стимулируя «страстное» поведение, когда хочется посредством создания родственника получить то, чего так не хватает: любви, близкого человека, единомышленника, надежную опору, ощущение смысла жизни и прочее. И некоторые бывают неприятно разочарованы тем, что дети есть, а обещанного счастья почему-то нет. (И все равно надежда им, лжет детским лепетом своим (С)

Ницше, например, писал о том, что неправильно заводить детей только из чувства одиночества и желания законопатить в себе дыры, формулируя примерно так: «Не плодите детей, пока не станете истинными творцами и не будете плодить творцов». Иными словами, с его точки зрения прежде, чем растить детей, мы должны вырасти сами. Но много ли молодых людей читают Ницше, и даже если вдруг читают, насколько возможно вообще понять в юности его идею о внутренней достаточности, о том что мы должны быть истинно наполненными прежде, чем кого то приводить в этот мир, о том, что дети от избытка любви, когда уже не знаешь куда ее деть, а не от недостатка?

Мне кажется, важно также заметить, что со своими собственными детьми мы чаще говорим о предохранении, о ЗПП, о защите себя и праве сказать нет (и на том спасибо), но не о том, какими людьми желательно стать к моменту принятия решения о родительстве.

И вот постепенно вырисовывается ответ на твой вопрос: отчего решение о детях такое непродуманное?

Видимо от того, что есть установка на обязательность детей, есть инстинкт и страсть, и все это накладывается на практически полное отсутствие в культуре идеи о том, что ты должен кем-то стать до производства детей, а не с их помощью.

И честно говоря, как человек, который, несмотря на некоторую материнскую усталость и не побоюсь этого слова регулярно переживающий взлеты и падения разочарований в себе, в детях, и во всей этой затее, все равно нет-нет да словит себя на автоматической идее, что еще один малыш не помешал бы, думаю, что логика иногда бессильна, влияние наше не то что на детей наших, а даже не собственную судьбу сильно переоценено (куда говорите планировали ехать этой весной?), и, несмотря на всю сложность переживаний молодой, «не уберегшей от глупостей» бабушки, ничего иного, как смириться с собственным бессилием в вопросе влияния на выбор путей нашими детьми, а также с тем, что это вообще уже не наша ответственность, не остается.

Отзывы

Все отзывы