Знает ли терапевт ответы

У начинающих, да и не только начинающих терапевтов иногда случается внутренний глюк: нам кажется, что мы должны знать ответ на вопрос клиента. Особенно сложно тем, кто ушел из консалтинга, где обеими сторонами предполагается, что консультант знает, как правильно и его задача передать это сокровенное знание. 

Надо также понимать, что клиенты психолога, даже самые продвинутые, нередко приходят с внутренней осознанной или не осознанной установкой:  у терапевта опыта больше, он знает и даст ответ. Подобное ожидание может встретить такую же слабоосознанную нарциссическую потребность терапевта быть «мудрейшим» ну и привет терапия, здравствуй полная хрень.

Мне повезло: роль бизнес-тренера Huthwaite была хороша, ведь были исследования, на которые я могла опираться, а личного опыта крайне мало. Суммарно это все ставило меня внутренне на очень правильную, уважительную позицию, что не раз спасала меня от линчевания. Ну правда было бы смешно мне лет в 30  обращаться к личному опыту и объяснять, что не так в продажах у суровых мужиков, что в среднем были меня лет на 15 старше и при этом вели миллионные сделки, такие сложные, что мне никогда ни до, ни после не доводилось. Так что ссылки на научно обоснованные результаты сильно помогали.

Повезло мне и второй раз. Мои самые первые индивидуальные клиенты были в бизнес-коучинговом формате и тоже, как на подбор:  умнее, успешнее и видавшие такие виды, что мысль о том, что я могу их «учить жизни» или что-то там лучше знать не имела никаких шансов на укоренение. Я всегда осознавала, что совет – это как раз то, за чем я сама могла бы к ним пойти, и моя роль лишь в том, чтобы помочь им услышать голос их собственного знания и мудрости.

И до сих пор у меня в терапии немало людей по масштабам серьезно меня превосходящих, тех, у кого есть чему поучиться, кто вызывает у окружающих уважение, восхищение, признание, кто находится на очень серьезных социальных позициях, что с одной стороны позволяет мне оставаться в понимании универсальности наших переживаний, а с другой не позволяет скатываться в консалтинг, хотя признаюсь бывает волнительно: вот он сейчас спросит, что делать, а я?  

Но предыдущие годы научили меня смирению. Так что, как только я пугаюсь, я напоминаю себе, что у меня есть отличный ответ и произносить это вслух легко и приятно, потому что он абсолютная правда и звучит так: а я не знаю.  Я не знаю, как лучше проживать жизнь другого человека.  Я и про свою то еще не все знаю, но я точно умею быть тем, кто помогает  другим чуть лучше понять себя. Примерно за этим ко мне и приходят, видимо.

Отзывы

Все отзывы