Как дальше жить?

Одна из разрушительных реакций на кризис (как будто нам мало телесных и эмоциональных)  —  инстинктивное отсекание всего того, что нас питает. Так реагирует тело в самом центре травматического переживания — оно эвакуирует все лишнее, блокируя все реакции и когнитивные функции, оставляя нам лишь дыхание и сердцебиение: мы не видим, не слышим, не понимаем, потому что телесные ресурсы отданы важнейшим процессам, обеспечивающим выживание. И если животные, не обладающие воображением и способностью заглядывать в будущее, что даны человеку, из подобной иммобилизации выходят, как только реальная угроза жизни исчезает, то мы, силой образного мышления способны удерживаться в состоянии страха бесконечно.

Многие из нас, кто сегодня вне места боевых действий, пережили тем не менее ужас равный тому, что мы испытываем при угрозе жизни. Мы видели картинки, мы общались с очевидцами, у  нас там друзья, родственники, клиенты, коллеги и мы можем на уровне мышления сколько угодно понимать, что вот прямо сейчас нам непосредственно ничего не угрожает, но на уровне психики, тела, эмоций переживать ад, поленьями костра которого служит  в том числе и память нашей страны – рассказы бабушек и дедушек, уроки  с объяснениями, как действовать при угрозе ядерного взрыва, кинофильмы, книги о войне, блокаде. Все это помноженное  на страх политических репрессий, железного занавеса, вины и стыда живо в нашем бессознательном и актуализируется сейчас со страшной силой, скручивая самых неуязвимых до состояния беспомощных детей.

И тогда мы отсекаем: развлечения, походы в кино, посиделки в кафе, курсы, прогулки, потому что все кажется неуместным, неприличным, как будто возврат к нормальной жизни нормализует в нашем сознании происходящее. Как будто такими  мирными, обыденными действиями мы даем согласие на то, что происходит.

Так возникает странное противопоставление – жизни и смерти, неприлично быть живым, когда где-то страдание и мы как будто оказались в тисках этического противоречия, продолжая усиливать свои соматические и психические реакции.

Но лишь жизнь может противостоять смерти. Каждый, кто сегодня от нее отказывается как будто в этот момент проигрывает надвигающемуся мраку. Мы должны сохранять себя настоящими, живыми,  с полной палитрой эмоций, только так мы сможем сохранить и  сочувствие, и сострадание, и способность что-то делать для тех, кому мы нужны, для тех, кто на самом деле в опасной для их жизни ситуации. Мы не можем отключить радость, любовь, источники положительных эмоций и оставить при этом сочувствие, сострадание, способность горевать. Так не работает, наоборот, кстати тоже:  невозможно отключить негативные эмоции, чтобы остались только позитивные. Один рубильник на все. Ты либо живой, либо нет, либо чувствуешь, либо бездушен, либо смеешься и плачешь, либо в апатии.

Увы,  все, что происходит, надолго. Это не краткая история внезапного шока, после которого есть время прийти в спокойной обстановке в себя. А значит нам нужно копить силы: каждый нормальный, живой, чувствующий, способный любить и способный напомнить нам, а что такое жить, а не просто выживать, сейчас на счету. Берегите себя, вспоминайте,  где ваши источники радости и не отказывайтесь  от них, если есть такая возможность. Сила человека в способности получать энергию от других, от природы, красоты, искусства, движения и в том, чтобы дальше этим делиться. Все это как никогда сегодня важно.

Наши группы поддержки продолжаются. Мы в телеграме по ссылке https://t.me/podderzhkatuts

Отзывы

Все отзывы