Разочарование в себе
Чем бы человек ни занимался в 20 или 30 лет, чего бы ни достигал к 40, какие бы карьерные и материальные высоты не были покорены, каким бы ни было его семейное положение, можно с гарантией сказать: однажды настанет тот час, когда он обесценит, усомнится, разочаруется и поразится, пожалеет и будет недоумевать, на что были потрачены годы.
Вот подросли дети, и муж пришел сказать жене, что не понимает, а зачем дальше быть вместе, в то время как его юношеская мечта играть в футбол (летать, водить троллейбус, сняться на обложку журнала, играть в рок-группе) так и остается мечтой. Ему больше не интересно бесконечно строить дачу и возиться на участке, это никогда не было его желанием, только ее, жить этими ценностями он больше не готов, не готов быть привязанным к обслуживанию чужих потребностей и нужд дома, а хочет уехать и попробовать себя в новой профессии. Ему только 40 (45-50-55) и впереди вообще то есть некоторое время. Он хотел бы убедиться, что ничего не упустил.
И это еще лайт вариант, в котором отсутствует та, с которой он хочет все это попробовать, потому что известны и другие, конечно, чуть более болезненные для женской самооценки, впрочем, и варианты, когда жена примерно с тем же приходит к мужу тоже вполне себе нынче распространены.
Вот успешная владелица собственной компании: огромный офис, десятки людей в подчинении, сотни успешных проектов для интересных компаний, обороты, договора на миллионы, ответственность такая, что зашкаливает давление, а по утрам сон прерывается тревожной мыслью, что надо срочно что-то «тушить», и вроде и дети, и муж, но никаких сил жить, и тогда однажды единственным способом сохранить себя становится все закрыть и забыть, как страшный сон, полностью отказавшись от того, что еще недавно казалось самым главным, самым ценным, самым интересным, самым значимым в жизни. Мысль о том, чтобы учить других строить бизнес кажется ей теперь кощунственной: любимое дело чуть ее не угробило, став ненавистным и даже опасным, тем более что теперь можно реализовывать соло-проект, а бизнес, в котором ответственность перед людьми, клиентами, подрядчиками, где сложные рабочие отношения не нужен да и не был нужен. Все обман и морок. Все вранье. Не слушайте акселераторов, не ходите дети в Африку гулять, любая бизнес идея подрастающего поколения вызывает лишь грустный тяжелый вздох: «вы просто не понимаете, во что ввязываетесь».
Вот еще один знакомый развивал карьеру, достигал, зарабатывал, делал все ради светлого будущего, построил огромный дом в подмосковье, купил несколько квартир, казалось бы добился, всего чего хотел, впереди маячил пост замминистра и английские пансионы для детей, но вдруг неожиданно не только для окружающих, но даже для себя, с ужасом посмотрел на потраченные в офисе годы, собрал семью и уехал в деревню, понемногу создавая вокруг себя экопоселение, фермерское хозяйство, домашнюю школу. Родил еще нескольких, полностью поменял круг общения, с содроганием вспоминает костюмы, галстуки, визитки, корпоративные пьянки, командировки и все, что было до 42 лет.
Многие подобные истории характерны временным (обычно все же временным) абсолютным отвержением пройденного пути. Отказом видеть в нем что-то ценное, ужасом от того, что кто-то может его повторить, зачастую неудачной попыткой остановить молодых, идущих «на плаху».
Я же, слушая этих людей, особенно на этапе новых найденных смыслов, думаю о том, насколько все закономерно, и насколько обречена на провал попытка человека 40+, познавшего «бессмысленность» погони за некими условно одобряемыми социумом целями, объяснить это молодым.
Потому что есть время строить семью и накапливать первичную удовлетворенность «шоппардами и биркинами», а есть время, когда мы выходим из первичной стадии (некоторые увы застревают в повторяющейся петле, но мы не о них) в широком смысле этого слова наевшись и успокоившись, и в дальнейшем находим новые смыслы, новые ценности и новые цели.
Однако попытка «сделать монтаж» почти ни с кем не сработает. Новые ценности вырастают на обломках старых, служащих прекрасным удобрением, дающих возможность создавать, творить, реализовывать, например, благотворительные проекты или что-то еще, но теперь не ради благ, не ради социального признания, а ради других целей. Чаще всего это возможно лишь благодаря пройденному ранее пути, когда ты прям вкалывал, достигал, разочаровывался, благодаря тому, что именно в этом процессе через личный опыт формировалось понимание того, что важно, а что нет.
И как бы мы ни хотели свой опыт впихнуть другим, у них будет собственный путь и свои «предсказуемые» (но на самом деле нет) грабли и в середине этого пути обязательный разворот к тому, что осталось по объективной причине в тени: к той части, которая просто не могла быть востребована или реализована. И будет грусть по «заброшенному», и будет радость от возвращения, и будет ужас и надежда, и попытка как то это новое интегрировать в старое, и прощание с частью старого и удовольствие от возможности что-то все таки из него взять в новый жизненный этап.
Чаще всего это путь от рационального «надо» к иррациональному «хочу», но вовсе не возврат к детскому «хочу», как может показаться со стороны, но к желанию совершенно иного качества, основанному на глубоком знакомстве с собой, а не на неуемном детском аппетите, когда в рот тянется все подряд просто потому, что рецепторы, различающие тонкие вкусы и ароматы пока не сформированы.
В общем вы прослушали очередную серию размышлений по моей любимой теме «кризис среднего возраста: куда бежать и зачем жить?» Отвечаю: бежать естественно к психотерапевту, а зачем жить, вы узнаете лишь пройдя кризис. Такие в этой игре правила. Сорян