Как мы адаптируемся сегодня?

Интересно, как все-таки быстро ко всему человек-подлец привыкает, что в целом, конечно, свидетельствует о свойственной нам довольно высокой психической адаптивности, а также ведет к некоторому пониманию происходящих социальных процессов, и моим размышлениям о естественно упущенном редчайшем шансе провести какое-нибудь социально-психологическое исследование изменения сознания в условиях заточения, потому что я не социолог и не бигдата, и вообще (здесь было унылое о себе, но я стерла).

Как наблюдатель и непосредственный участник, я лишь могу отметить, что вижу, как быстро мы соглашаемся на казавшиеся еще недавно абсурдными ограничения, как легко мы поддаемся влиянию той или иной информации, как стремительно мы смиряемся с материальными потерями, как справляемся со страхами, как поддерживаем гуманистический подход, когда готовы ради относительно небольшой «группы риска» отдать свои права на свободу передвижения и общения (еще лет сто назад большинство так о меньшинстве бы не пеклось), как мы в целом управляемы и покорны, как мы теряем индивидуальную волю ради присоединения к коллективу, как велика сила страха и как удивительно творчество и юмор помогают нам с ним справляться.

А еще, как оказывается мы устали от вечной гонки и сколько удовольствия в том, чтобы не мчать по разным очень важным и срочным делам, а расслабиться, наконец, переложив за это ответственность на неконтролируемую внешнюю ситуацию; что для многих «дела» были способом побега от проблем в отношениях и теперь уже почти нет шанса от них скрыться; что в бесконечной череде детских кружок-школа-музей-театр-день рождения было очень много родительской тревоги не успеть, не быть как все, и как счастливо можно жить, когда НИКТО НИКУДА НЕ ХОДИТ, позволяя себе просто валяться, есть вкусненькое, играть, читать, болтать и все это без привкуса вины; как на самом деле мы привязаны к друзьям, как для нас важны личные встречи (которые для большинства никакой зум не заменяет) и как много дел и бизнесов, оказывается, можно делать, не выходя из дома.

Глядя на полупустые московские дороги, я пытаюсь понять, а куда, куда мы все раньше так упорно ехали? Получается, что можем и не ехать?

И знаете, что? Я вот думаю, если власти после карантина введут разрешение каждой машине выезжать только через день мы уже будем счастливы и благодарны. Бескрайнее поле открывается для творческих управленческих находок! Ведь скорее всего к выходу из самоизоляции, мы уже привыкнем отчитываться о своем местонахождении и целях передвижения перед всеми, кому не лень будет попросить нас предъявить куаркод, так почему бы не воспользоваться этой прекрасной привычкой?

Представляете, как легко станет запрещать летать в какие-то страны или покупать, например, какие-то продукты, которые рандомно, просто ради эксперимента могут быть объявлены небезопасными, как легко обязать всех ходить в масках или разноцветных колпаках (в зависимости, например, от степени нашей личной вирусогенности, неизвестно кем и как определенным), по пятницам петь мантры, а по субботам сдавать план передвижения семьи на следующей неделе, встроить в себя детектор дыма или микрочип с основными биологическими и имущественными данными, да мало ли что можно придумать и на что согласятся люди, просидевшие пару месяцев взаперти? Они ж благодарны будут за то, что их вообще выпустили, и, как и положено людям в пышноцветущем стокгольмском синдроме, оправдают любые совершенные над собой действия.

Но наверняка будут и позитивные последствия: разобранные балконы и шкафы, расставленные в любовных и семейных отношениях акценты, больше честности, больше ясности в том, что для нас на самом деле важно, а чем можно пожертвовать, неожиданные технологические прорывы, катализатором для которых стал повсеместный переход в онлайн, доступность индивидуализированной медицины, отказ от лишней суеты и приятное осознание, что в офис в большинстве случаев можно не ходить, вынужденное развитие новых профессиональных качеств, раскрытие дремавших ранее кулинарных, художественных, декративно-прикладных и иных творческих залежей, новый уровень самодисциплины и планирования, осознание важности физического движения и свежего воздуха. Да мало ли открытий чудных может случиться с людьми в изоляции?

Я лично уверена, что научусь наконец аккуратно сама себе делать маникюр (насчет педикюра есть надежда, что не успею достичь истинных высот, но кто его знает), освою неплохо программу 1 и 6 класса средней школы, выкину половину одежды (потому что перестану в нее влезать) и вторую половину оттого, что все равно некуда носить, освободив наконец шкафы для, даже не знаю для чего? Видимо, пижам и тренировочных штанов? Что еще человеку вообще надо, если он все время дома в деревне? А знаю, знаю что еще! Я научусь делать примочки из огурцов и квашенной капусты на лицо! Не ну надо же как то человеку развлекаться и соответствовать общемировым тенденциям? (Здесь, очевидно, пункт сойду с ума и не замечу). В общем с надеждой смотрю в будущее. А вы как там?

Отзывы

Все отзывы