Тревога. Как с ней быть?

Чем больше я работаю, тем больше убеждаюсь в нехитрой мысли: тревога — распространенное, свойственное большинству вполне нормальных и здоровых людей регулярное состояние. Из моих довольно скудных, но вполне уверенных познаний в области деятельности мозга, я даже знаю объяснение этому явлению: древняя рептильная часть мозга, отвечающая за выживание, нацелена на поиск опасностей в окружающем нас диком мире.

А так как меняется мозг крайне медленно, намного медленней, чем мир вокруг него, то он как искал опасности во внешней среде, так и продолжает искать, и если не находит, то страдает. «Что- то не так. Слишком все хорошо. Это подозрительно. Скоро обязательно будет плохо, ведь не может быть долго хорошо!»

Более того, наш мозг бережно накапливает и хранит информацию о любых неприятностях, потому что те, кто не хранил, давно вымер и не передал своим потомкам дисфункциональные, ни на что не годные, не тревожные ДНК.

Но в современном мире то, что обеспечило выживаемость в древнем, вдруг стало проблемой: мы так и продолжаем с охотой фиксировать и бережно складывать в аккуратные стопки неприятности, а радости и удовольствия, обеспечивающие расслабление, игнорировать. Нельзя расслабляться потому что, расслабленный человек – мертвый человек.

В итоге продолжительность жизни растет, а качество ее оказывается крайне низким, потому что мы теряем с возрастом радость и способность получать от жизни удовольствие.

Дело в том, что мозг современного взрослого человека, накопившего достаточно негативного опыта, и не работавшего сознательно над удержанием в памяти позитивного, превращается в вечно недовольное, опасливое, грустное и довольно нудное существо наподобие Иа-Иа, легко находящее подтверждение всем своим негативным прогнозам, потому что было бы желание, а область тревоги всегда, всегда найдется.

Гигиена мышления. Что это?

И с этой точки зрения очень полезным упражнением, которое прописано всем, кто перешел рубикон 30 лет, является регулярная фиксация всего хорошего. Поймите меня правильно, я не призываю игнорировать печальные факты, не призываю к самообману. Мы точно все умрем, это гарантировано нам по праву рождения, и может быть даже в Конституцию записано, но там столько чуши нынче, что соседство с простой правдой представляется неуместным, так что не будем.
Мы умрем, и не то чтоб нам не было о чем сегодня волноваться. Конечно, есть. Но кроме рептильной части мозга, бесконечно настроенной на предотвращение опасности, есть ведь еще и префронтальная кора, которой понравилась бы объективность и гигиена мышления.
И мы все в силах обеспечить себя чуть более приятной картиной мира простым перечислением того хорошего, что у нас в жизни есть.


А у большинства есть руки, ноги, глаза и голова, возможность встать и дойти, возможность погулять, потанцевать, послушать музыку, обнять любимых, открыть холодильник и достать что-то вкусное, принять теплую ванну, почитать книжки, посмотреть хорошее кино, пообщаться с друзьями, пойти на шоппинг или в оперу. Нам каждый день кто-то делает что-то приятное, иногда мелочи, иногда что-то существенное. Мы кому-то нужны, кто-то нами интересуется, кому-то важно, чтобы мы в принципе были, кто-то проявляет заботу. Может кривую, но точно проявляет. Надо лишь заметить.
Я счастливый человек, у меня есть все вышеперечисленное, и этого всего вполне достаточно для того, чтоб я не слишком фиксировалась на информации о том, что мои весенние поездки накрылись, а личные и мировые финансовые последствия кризиса, вируса и всего, что этому сопутствует, даже трудно пока оценить. Так я и не буду, все равно я не могу на это влиять.

Как понизить уровень тревоги?

Но что можно еще можно сделать для снижения личной тревоги, которая все равно немного повышается в эти дни и изводит впустую наш иммунитет, который может пригодится для чего-то более существенного?
Мои варианты такие.

•Ограничение информации о вирусе. Все новости нас и так догонят, нет смысла их бесконечно выискивать и анализировать
• Прогулки на свежем воздухе, доступный вид спорта, любое движение.
• Слежу за дыханием, стараюсь не задерживать, при тревоге заземляюсь, то есть пытаюсь почувствовать ноги, землю под ногами.
• При острой тревоге пытаюсь уловить ее в теле и распределить по максимальной поверхности. Дышу.
• В тревоге много энергии. Пытаюсь направить ее на те дела, на которые раньше энергии не хватало: разобрать книжки, наладить хранение файлов, перебрать одежду, перетереть всю посуду, полы, люстры. Любая рутина хороша для канализации тревоги. •
• Готовлю что-нибудь вкусненькое, иногда сама, иногда с детьми
• Общаюсь с семьей, друзьями, любимыми людьми
• Играем в настольные игры, читаем веселые книги (не надо про чуму, хотя может кого и успокоит), смотрим увлекательное кино
• Строю планы на учебу, на лето (лето будет, вирус к тому времени умрет, а если нет, будут другие планы)
• Помню, что переживала уже пару кризисов и выжила. Это очень обнадеживает.

Добавите что-то?

Отзывы

Все отзывы