Родители: между бабушками и детьми

Одна знакомая рассказывала как то о своей бабушке, которая много лет преподавала в деревенской школе. 30 лет учительства. 30 лет 30 пар детских глаз смотрят на тебя как на бога, ты несешь в этот темный мир свет, и постепенно ты начинаешь и сам верить в то, что ты немного бог.

А потом переезд в город, обновленная страна, пенсия, выросшие собственные дети и внуки, которые вдруг смеют возражать, перебивать, сомневаться в том, что ты несешь свет истины, ожидать от тебя от самой уважения и отношения к себе, как к равным, достойным равного диалога.

Все это, конечно, не сломило дух бабушки, до самой смерти бившейся с окружающими, требовавшей, делавшей всем замечания, взявшей на себя бессменную «учительскую» роль, смотревшей на всех сверху вниз и так и не научившейся горизонтальным, равным и уважительным отношениям ни со своими собственными взрослыми детьми, ни тем более с внуками, которые ведь ничего не смыслят и никогда ничего не будут смыслить, если брать за критерий возможности признать правоту другого количество прожитых лет.

Переход к горизонтальным, равным отношениям с повзрослевшими детьми бывает непростым, потому что нам, родителям (чего уж говорить о бабушках и дедушках) бывает сложно поспевать за темпами развития детей. Мы только-только привыкли к тому, что ребенок сам выбирает, что есть, а он уже требует самостоятельного выбора одежды, не хочет ехать с тобой на каникулы, не хочет читать или смотреть, то что ты предлагаешь, требует, спорит, просит закрыть за собой дверь с обратной стороны, и пока ты безуспешно пытаешься понять, а где тут хамство, где защита границ, где уместный, а где неуместный протест, что можно позволить, а что нет, глянь, а он уже знакомит тебя с внуками и ты такой, а ну ок, кажется мальчик вырос, что сынок, кстати, ты хотел знать о сексе? Я готов с тобой поговорить…

Приходится признать, что мы нередко психологически запаздываем за темпами изменений наших детей, просто не успевая адаптироваться, они же идут своим естественным путем, оставляя нас либо в легком ступоре и негодовании, либо в смирении и радости, это уж как кому повезет и как кто справляется.

Но труднее всего поколению 60 и старше, привыкшему к безусловному подчинению, путающему подчинение с уважением, внешнее с внутренним, часто требующему символов без содержания, привыкшему к тому, что дети ходят строем, что это еще не полноценные люди и с ними можно не считаться. Впрочем и у их детей, нынешних родителей, которым около 40, нередко выросших в подавлении и пытающихся в противоположном ключе воспитывать детей исключительно с позиции гуманизма тоже возникают большие сложности, потому что выставить границы подрастающим активным, требующим доказать тебе свое право на уважение детям бывает очень непросто.

Так, мои дети в откровенных беседах, признаются, что я слишком с ними добра, и говорят, что будут со своими строже, я же вспоминая собственный детский опыт, пытаюсь балансировать на грани между переговорами, правилами, требованиями и не то чтоб уверенно справляюсь, а скорее безуспешно пытаюсь на ходу придумать работающую модель, в которой гармонично сочетается принятие, любовь и требовательность, надеясь лишь на то, что уж мои то дети в конце концов найдут этот правильный баланс.

Отзывы

Все отзывы