Спастись от эмоций

Интересно, как по-разному люди оценивают схожий опыт. Мы все знаем потерпевших неудачи или разочарования, что говорили после: «больше никогда» и тех, что идентичные случаи трактовали, как полноту жизни и были несмотря ни на что готовы повторить.

Для первых дальнейшей целью становится максимальная изоляция от неприятных чувств, что в крайнем своем проявлении ведет к тотальной изоляции от любых переживаний, иными словами отказу от жизни в ее полноте и естестве.

Он происходит незаметно. В начале ты избегаешь ситуаций, подобных предыдущей болезненной. Потом круг избегания становится все шире, мы снижаем количество потенциально «рискованных», приносящих неприятные переживания моментов, оставаясь по возможности в знакомых рамках, что однажды приводит к тому, что хотелось бы назвать балансом, но разве ж серая краска — баланс?

 И в терапию они приходят именно с этим: как-то ничто не радует. Нет, у меня все неплохо, все безопасно устроено в моем микромире, но… зачем?

Для вторых расширение способности к выдерживанию разочарования, горя, отчаяния, тоски  становится благом, потому что одновременно наращивает и противоположный полюс: способность соединятся с радостью и удовольствием.  Так способен порадоваться мелочи – цветку, улыбке прохожего, закату  — вырвавший у смертельной болезни жизнь человек. И мы все видели такие примеры, и вроде в теории понимаем, как оно устроено.  Но знать не равно применять.

Нам приходится нахлебаться собственного опыта прежде, чем мы способны признать, что задача не избегать страданий, но не множить их; что радость произрастает из своей противоположности – горя, и пока его во всей полноте не проживешь, фиг тебе радость. А до этого мы в большинстве своем проходим этап попытки изоляции своей души от негативных эмоций.

Потому что кто ж в здравом уме и рассудке добровольно пойдет нырять в волну тоски или разочарования? Разве что блюзовый музыкант. Вот тебе и новая песня. А остальные то дураки что ли? Нет. Мы туда не пойдем. Мы что-нибудь съедим, выпьем, залипнем в сериал или работу.

Так проявляется наш глубинный страх жизни:  мы должны быть постоянно чем-нибудь заняты, чтобы отключиться от чувств,  чтобы не встретиться лицом к лицу с самим собой, не ощущать бремя своего бытия.

Быть живым человеком правда сложно: продраться через отчаяние, чтобы встретить радость, через внутреннюю пустоту для ощущения полноты, через боль к удовольствию. И оказывается, нужны и важны все эмоции. И не бывает изоляции негативных без одновременной смерти позитивных. Такое вот странное устройство, и на практическое овладение им уходит по ощущениям как минимум половина жизни. Но в этом и шанс второй ее части. Так давайте же не упустим.

Отзывы

Все отзывы