Что выбрать?

С клиентами рано или поздно переходишь с уровня конкретных жизненных задач к уровню обобщения, на котором каждому приходится отвечать себе на вопросы о причинах выбора жизненных стратегий.

Например: Если мне причинили боль, что будет лично для меня правильным выбором? Защититься, напасть, отойти? Почему я выбираю, например, напасть в ответ? Это осознанный выбор или невольная реакция? Что я теряю или приобретаю в случае выбора той или иной стратегии? Почему я выбираю именно эти потери? или .

Я выбираю изначально доверять и идти в контакт с открытым сердцем или я выбираю изначально быть осторожным и проверить, что за человек? Что для меня важнее живое сердце, что становится уязвимым, или защищенность и безопасность? Понимаю ли я, какие потери несу в случае каждого из выборов? Почему я выбираю именно такого рода потери?

 

У каждого из нас есть набор сложившихся жизненных стратегий, которые в свое время сыграли важную роль. Они оправданы нашим личным опытом и историей. В терапии мы начинаем не только их осознавать, но и замечать, как стратегии выживания незаметно встроились в нашу систему ценностей. Так, человек, привыкший не доверять доброму отношению к себе (а у него, поверьте, были на то основания), будет видеть мир небезопасным, людей ненадежными, себя слабым и внешне наращивать «броню», за которой однажды почувствует себя очень одиноким.

Броня может состоять из дипломов и должностей, из идеального макияжа и наряда, из строгого лица, из высокого уровня контроля, критичности. Способов у нас не мало. В системе ценностей должности и дипломы будут, возможно обозначены: «стремление реализовать заложенный в меня потенциал», а контроль будет обозначен «заботой». «Я очень заботливый человек, это важная для меня ценность- участвовать в жизни близких».

На самом деле все это будет в очень немалой степени играть роль защиты. Впрочем, не самой плохой, конечно же. Часто функциональной.

Общая задача терапии не сломать то, что неплохо работает. А всего лишь расширить поведенческую палитру так, чтобы старые способы не мешали справляться с новыми жизненными задачами, что обычно требуют иных подходов.

Мы ведь не отпускаем лодку в океан с одним веслом, не так ли?

Я вижу: Жизненный путь, как расширение, наращивание доступных стратегий, и до тех пор, пока оно происходит, человек — живой, гибкий. Старость, как застревание и невозможность освоить новые способы взаимодействия с жизнью, миром, идеями, людьми. («И хоть вы сдохните все, а закат зеленый, потому что я прожил долгую жизнь») А терапию, как инструмент, что позволяет чуть легче заметить свои ограничения и чуть более осознанно наращивать поведенческий арсенал (он же арсенал защит).

Поэтому один из первых шагов — это понять, а чем я располагаю на данный момент и чем обоснован тот или иной мой поведенческий выбор? (см вопросы в начале).

Из обозначенной точки есть возможность простроить траекторию. До тех пор, пока она не ясна, мы продолжаем неосознанно «выстреливать» тем или иным привычным реагированием, что далеко не всегда будет для нас эффективно. #психотерапия

Отзывы

Все отзывы