Еще один вид тревоги — экзистенциальная тревога

Экзистенциальная тревога возникает как неудовлетворенность своей вроде бы успешной жизнью в тех случаях, когда мы сталкиваемся с утратой смысла.

Наличие смысла — одна из важнейших экзистенциальных потребностей.

Философы (Хайдеггер, Ясперс), а вслед за ними и психологи экзистенциального направления (Фромм, Ялом) утверждают при этом, что смысла в нашем существовании как такового нет.

Но наша потребность в смысле так велика, что мы его регулярно создаем. Индивидуально и коллективно. А потом регулярно утрачиваем. И вновь создаем. Потому что иначе нет энергии движения.
• Чего ради я живу?
• Чего ради я встаю каждое утро?
• Зачем мне все то, чего я таким трудом добивался? Разве оно того стоило?
• Для чего мне дана эта жизнь, что я еще могу успеть и что я возможно должен был делать, а не делаю?

Примерно так могут звучать вопросы, свидетельствующие о том, что человек столкнулся с экзистенциальной тревогой. Он сомневается в собственной ценности и в ценности собственной жизни.

В чем причина возникновения экзистенциальной тревоги?

Что бы мы ни делали и не достигли, всегда есть нечто, чему мы сказали «нет». Есть также нечто, что было просто недоступно в силу жизненных обстоятельств. Как говорил Жванецкий: «Я уже никогда не буду в молодые годы жить в Париже». Да. А также в Рио-де-Жанейро, Вене и Мельбурне. Я уже никогда не буду юной безбашенной танцовщицей в кабаре на пляс Пигаль или свободной от материнства женщиной, не стану я и студенткой журфака или хранительницей коллекций музея Метрополитен.

С каждым из нас многое уже не случится. Это может переживаться как утрата, нереализованность и не признанность какой-то важной части нашей личности.

В момент осознания невозможности или утраты одного из потенциальных жизненных сценариев мы и сталкиваемся с экзистенциальной тревогой.

Здесь может возникнуть сомнение в правильности всех предыдущих выборов, обесценивание прошлого, потеря смысла и страх последующей ошибки. Подобное переживание часто парализует дальнейшие действия и выборы, т.к. каждый из них все больше в нашем сознании связан с отказом от одной из альтернатив, а жизнь, как мы успели заметить при этом не удлиняется.

Именно о таких случаях писал в одном из писем к друзьям Ф. Кафка: «Он ужасно боится умереть потому, что еще не жил».

С временной утратой смысла обычно связаны взрослые возрастные кризисы. И здесь должно быть место печали, как признания того, что жизнь тебя обокрала. Вместе с тем печаль – наш способ простить жизнь.

Через проживание печали мы проходим к следующему этапу, на котором открывается следующая жизненная задача, наполняющая нас новым смыслом. Мне кажется, что справляться с экзистенциальной тревогой чуть легче, если знать, что это закономерный этап развития, часть нашей внутрипсихической жизни, сопровождающая каждого рефлексирующего человека. Начало про тревогу тут

Отзывы

Все отзывы