Мама и взрослая сексуальность

В теме сексуальности неизбежно встает вопрос родительских фигур. Сегодня немного про маму.

«Лишь бы не быть как мама» – очень распространенный способ придушить в себе женское начало. В этом случае угрожающая фигура отрицается вся полностью, без нюансов.

Это происходит, если, к примеру, мама не рассматривается девочкой, как образец для подражания – была слишком задавлена отцом /отсутствовала или была очень агрессивна, небезопасна. В этом случае девочка может сознательно или бессознательно отказаться от идентификации со всем женским. Так нередко формируется независимая, вполне успешная женщина. Она может быть замужем, стать матерью сама, но так и не обрести опыта наслаждения своей женской властью. Несмотря на внешний успех, она не уверена в том, что нравится, она не управляет своим влиянием на противоположный пол, ее могут пугать, оскорблять, удивлять знаки внимания вплоть до того, что она может их не распознавать.

Так, одна моя клиентка чуть старше 45 лет сформулировала женскую биографию: «В начале стыд, потом страх, а потом опоздала».

То есть сейчас, приближаясь к 50, она хотела бы чуть больше быть в контакте со своим женским началом, но не понимает каким образом, и сомневается в том, что это еще не поздно. Если мама была задавлена отцом, то стать женщиной (а под этим я подразумеваю способность управлять своей женской силой, сексуальностью) = поставить себя в очень небезопасное положение, где ты слаба. Если мама не наслаждалась своей женственностью, то стать женщиной = подвергнуть себя риску отвержения собственным родом.

Дочерей таких мам раздирают противоречия: они хотят, но не умеют, им страшно и, вместе с тем, они начинают догадываться, что часть прекрасного наследства лежит где-то в сундуках и гниет, в то время как могла бы приносить истинную радость. Как найти это наследство? Как красиво и с радостью реализовать? Трудно, когда нет адекватной ролевой модели.

В одном интервью услышала пример, который иногда привожу клиенткам. Расскажу и здесь. За столиком обедали две привлекательные женщины, одна из которых имела крайне негативный опыт с мужчинами, так что у нее было лишь два способа контакта с ними: агрессия или замирание, полное подчинение. И вторая, которой чуть больше повезло, и она владела тем, что можно было бы назвать ее женской силой. Когда официант подошел и сказал, что мужчина за соседним столиком хотел бы оплатить их счет, первая испугалась, растерялась, привычно замерла. Вторая, посмотрев на мужчину, кивнула и попросила официанта передать, что тот может угостить их кофе.

Вторая, кстати, была сильно старше первой, фактически ее наставницей на пути освоения собственной сексуальности. Ну а первой было ближе к 50. И она для себя решила, что ей не поздно. 

Отзывы

Все отзывы