Этический конфуз

Несмотря на все старание, почти каждый из знакомых мне терапевтов невольно оказывался в мутных водах, несущих его с клиентом в направлении не только не желанном, но еще и абсолютно непредсказуемом.
Так, например, вдруг понимаешь, что клиентка, обожающая своего супруга, — жена как раз того мужчины, что приходил пять лет назад с дилеммой выбора между нею и любовницей, о которой жена, естественно, не в курсе и в итоге оставил всех на привычных местах.
И это не то, чтоб какой-то редчайший жизненный казус (кто из нас не оказывался невольно поверенным тайн, когда два знакомых тебе человека существуют в непересекающихся реальностях?), но в контексте индивидуальной терапии абсолютно исключающий ее возможность.
Клиент, рекомендованный твоей близкой коллегой, в процессе работы вдруг из нейтралитета переходит с той самой коллегой в роман,
Клиентка, рекомендованная твоей подругой, как ее случайная знакомая, за время терапии случайно становится ближайшей подругой подруги. (надеюсь вы улавливаете нить).
Такое не предугадать, а оно случается с регулярностью почти такой же, как «неожиданная» неаттестация моего старшего за год.
Кое-что, правда, удавалось отстреливать на подлете, например:
• мам клиентов, уже находящихся у меня в терапии
• любовниц/любовников клиентов, находящихся у меня в терапии
• близких друзей тех, кто уже у меня в терапии
Были у меня в начале практики и откровенные проколы, когда я, зная о родстве, брала по просьбе бывших клиентов в терапию их родственников.
Да, начинающий терапевт в большинстве своем подвержен иллюзии собственной исключительной нейтральности и способности тотально изолировать свои внутри-психические процессы друг от друга. Это заблуждение обычно быстро проходит. Особенно, если у нас адекватный супервизор.
Впрочем, слышала я и похуже истории. Например, случаи «семейной терапии», когда к одному терапевту ходили муж и жена отдельно, а потом жене сгружалась вся информация о муже. Или истории, в которых к терапевту ходила женщина и оба ее любимых мужчины.
Слышала, как ходила семья и те, кто был за ее рамками, так что треугольник временами переходил в другие интересные геометрические фигуры, при этом часть участников процесса знала об истинном количестве человек в терапии, а часть не могла помыслить себе в самом страшном сне.
По мне все это — скорее сюжет для дурной комедии, чем для терапии. И если кто-то вдруг не видит в вышеописанных случаях проблемы, то это не удивительно. Возможно, вы подвержены заблуждению, что терапия — исключительно технологический процесс, в котором роль личности терапевта, его чувств, отношений с клиентом, переносов, опыта и прочего психического не имеет значения, а если даже имеет, то терапевт все осознал и взял под контроль.
Не исключаю вероятности, что где-то даже есть такие роботы, но не уверена, что их уже завезли в Россию.
Поясню все же, чем плохи такие пересечения.
Вот, например, приходит ко мне женщина. И, несмотря на то, что я спрашиваю, как она меня нашла, я не знаю, что она жена давнего клиента. Она «просто читает меня, а как подписалась уже и не помнит». И мы начинаем работать с ней про семейные отношения, но буквально на 2 сеансе несколько очень специфических деталей позволяют мне определить, кто ее муж.
И тут же меняется мое восприятие всего, что я слышу: передо мной не человек, о котором еще много предстоит узнать, но женщина часть реальности которой, ей самой не известна. Зато известна мне. И, если я продолжу терапию, то в нашем контакте возникает умолчание, подобное тому, что у нее есть дома. И то не терапия, а воспроизведение паттерна, который для ее жизни характерен, а в контексте запроса на семейное счастье — вредоносен. Но если я скажу правду (или начну намекать), то нарушу конфиденциальность бывшего клиента. На всякий случай поясню, что все вышеизложенное слегка искажено и вместе с тем типично (чтоб на этом месте никого из этически безупречных читателей не хватил удар).
Лично я давно оставила надежду на безупречность, хотя стараюсь факапы не повторять, но в жизни всегда есть место новым: то по глупости, то по дурацкому стечению обстоятельств.
Моэм писал: «человек куда больше учится на ошибках, которые он делает по собственной воле, чем на правильных поступках, совершенных по чужой указке». Ну и я неукоснительно следую этому правилу: только собственный опыт, только хардкор! И вопрос уже стоит даже не в том, чтоб этических конфузов совсем не было (хотя мы к этому стремимся), но в том, чтобы их правильно обрабатывать.
Что означает правильно обрабатывать?
- Ну я бы сказала первое правило бойцовского клуба — не заниматься самообманом и четко определить для себя, где же проходят границы этики.
- Второе — как только мы, например, невольно за них заехали, хорошо бы это признать.
- Третье — подумать о том, что будет минимальным ущербом для клиента в данной ситуации.
Клиенты слегка расстраиваются, когда отказываешь им по этическим соображениям (не могу вас взять, т.к. работаю с вашей ближайшей подругой), но уважают такое отношение и редко с ним спорят. Я таже всегда предлагаю помощь в поиске кого-то другого.
Есть, однако, и мутные воды:
- Можно ли просить у клиента рекомендовать кого-то из специалистов его сферы, если вам срочно требуется трепанация, а он как раз нейрохирург? (не будет ли клиент чувствовать себя использованным или наоборот ему будет полезно его проф. признание?)
- Как быть, если вы работаете с клиентом много лет и вдруг случайно попали вместе в круиз (занятия по лепке, день рождения) или ваши дети пошли в один класс? (не будет ли клиент ощущать себя небезопасно? Как вы будете дальше обрабатывать в терапевтическом контакте ту информацию, которую он получит о вас из другой вашей роли?)
- У клиента проблема с поиском уборщицы, врача для ребенка, маркетолога, таролога, черта в ступе, а у вас как раз есть знакомый супер-черт и вы сейчас можете помочь решить серьезную жизненную задачу? (это выход за границы контракта или это человечность? Над чем именно вы работаете сейчас с клиентом? Будет ли ваша помощь на пользу терапевтическому процессу или нет?)
- Клиент просит вас почитать его статью, книгу, приглашает посмотреть его спектакль, фильм, посетить его выставку? (это выход за границы контракта или поддержка? А если вам не понравится, что вы собираетесь клиенту говорить?)
- Вы работаете много лет, он исправно платит, но вдруг попал в сложные финансовые обстоятельства. Скидка, бесплатная поддержка? До какого момента? (в какой момент и как это отразится на балансе сил в контакте? Не начнет ли терапевт избегать работы с клиентом? Не будет ли клиент чувствовать себя излишне обязанным? Что будет с искренностью? Не станет ли терапевт бессознательно раздражаться на клиента?)