Просто прими это! (хаха)

«Надо, видимо, просто принять это» – говорят иногда клиенты, и чаще всего я им в этот момент не верю. Просто? Принять? Видимо?

 Каждое из этих слов как бы маскирует отчаяние и не слишком то сильную веру в то, что человек готов «принять». А также побег от очень неприятных переживаний.

«Надо просто принять то, что я тревожусь в ответственный момент, это некое мое свойство, я сейчас вот запишу это и запомню, чтоб не расстраиваться в следующий раз!» – говорит он мне, а через неделю опять возмущен собой:  был взволнован на презентации,  слегка запинался. Вика, у меня все же тревога -тревога, с ней надо срочно что-то делать!

«Да, надо просто принять, что у меня вот такая мать, от которой я вряд ли получу любовь тем способом, который ожидаю» — говорит она и к следующей встрече приходит с новой порцией огорчений и разочарований поведением своей совсем уже было принятой матери.

Большинство терапевтов всячески поощряют и расхваливают принятие реальности (я в их числе). Ведь принятие приносит покой и становится основой, на которой возможны настоящие перемены: мы в этом случае хотя бы имеем точку «А». Отсюда возможно прокладывать реальный маршрут.

Но мы также прекрасно знаем, насколько на самом деле сложно принять неприятные перемены, разочарования, утраты, сбои планов, хотя приходится делать это ежедневно с момента, как мы открываем глаза.

Иногда обстоятельства нашей жизни таковы, что принимать их легче, а иногда они неожиданно меняются, вызывая раздражение, разочарование, но более всего ОТРИЦАНИЕ.

Мы игнорируем правду. Вытесняем ту часть, что непереносима.

Самый яркий пример —  партнеры, живущие с алкоголиками,  нарциссами, абьюзерами всех мастей  умело вытесняющие невыносимое. Они «забывают» ужасные истории, выбирающие опираться в своем восприятии человека рядом исключительно на моменты просветления.

Мы избирательны в своем восприятии. Мы с детства, естественным образом, упрощаем себе картину мира: ребенок выбирает нечто понятное, во что можно верить и на что опираться, зачастую ложное, но иначе ему не выжить.  Этот механизм упрощения, сведения реальности до «мама хорошая/плохая» нам всегда доступен в противовес удержанию в голове всей сложности и разнообразия, когда человек одновременно включает в себя самые разные противоречивые качества и мир ни на секунду не превращается в нечто очевидно черно-белое.  

Огромная часть созависимых поступков совершаются в состоянии отрицания реальности. А для этого требуется изрядная сила на подавление, вытеснение чувств, сигналящих об опасности.

Мы лжем сами себе. Мы цепляемся за ложь других и начинаем ощущать себя слегка сумасшедшими. Что из всего происходящего правда? Мы начинаем думать, что может это наша подозрительность, может это мы сами в чем-то неправильные?

Отрицание – это не сознательная ложь, мы даже не замечаем этой лжи. Отрицание —  это  непозволение себе знать.

Так мы бессознательно уменьшаем тревожность там, где не способны с ней справиться, там, где чувствуем угрозу. Это наша защита от утраты, изменений, боли разочарования реальностью. Это амортизатор, который работает до тех пор, пока мы не сможем найти в себе ресурсы для иного способа реагирования.

Как написала М. Битти в одной из книг «в искусстве принятия много скорби». Нам приходится этому учиться, проходя все стадии – злости, торга, депрессии. Никакого «просто принять» не существует. Простота, увы, тот же самообман.

 

Отзывы

Все отзывы