Ускорить терапию

«Все дело в погоде» – ответил клиент, а я подумала, что это неплохое название для книги, а в контексте терапии замечательный пример однозначного послания терапевту: «Говорить о причинах некоторых явлений очень сложно. Во всяком случае сейчас. И, наверное, сегодня мы этого делать не будем».

Иногда на учебных группах, которые я веду для коллег, возникает вопрос выбора терапевтических интервенций. Как определить оптимальную? Как выбрать темп? И что делать, если мы раз за разом ходим по кругу? Как не потерять самому веру в происходящее и как поддерживать клиента в те периоды, когда кажется, что ничего не происходит?

У начинающих терапевтов есть соблазн «двинуть» клиента в нужную сторону. Возможно ли это?

И тут я опять вступаю на тонкий лед. Потому что ведь и правда бывают ситуации, в которых цель ясна, и вы «ведете» клиента к действиям, взяв, например, обязательство. Так, что он в течение 10 минут после сессии высылает резюме, которое давно готово, звонит врачу, откладывает все бесконечные дела и садится на велосипед или устраивает с мужем «родительское собрание». И шлет тебе счастливое фото с велосипедом, ответ работодателя, результаты тестов, замечает, как налаживаются отношения с мужем. Сработало. Быстрый, измеримый, понятный результат встречи. Обязательство не так-то просто получить, в его основе работа, обеспечивающая приверженность клиента принятым решениям.

И все же, как по мне — так это наиболее простая и понятная часть терапии. Измеримость и конкретность очень поддерживает и терапевта, и клиента в ощущении продвижения.

А вот как быть в моменты кризиса, упадка, в те, что К. Ясперс называл «пограничными ситуациями» ?
Перед лицом смерти или иными тяжелыми жизненными испытаниями, в которых мы сталкиваемся с глубинным чувствами страха, вины? Как быть, когда мы стоим перед выборами, которых мы не призывали? Когда мы не хотим изменений, но они нагрянули? Когда новая реальность такова, что с утра не хочется в нее просыпаться?

Вот где истинный вызов и для клиента, и для терапевта. Вот место, где не будет быстрых решений и движений, где будет гнев, грусть, бессилие, обида, несправедливость, избегание, сопротивление и ощущение терапевтического тупика. Вот где от терапевта требуется бесконечная устойчивость и вера в то, что это топкое болото однажды закончится, и под ногами появится чуть более пригодная для прокладки маршрута почва.

Вот где мы не можем ускорить, не можем «двинуть клиента», а можем лишь разделять, поддерживать и давать опору, там, где он провалился по пояс. И опять. И вновь. И этой устойчивости и веры терапевта должно хватать на нас двоих.

Так откуда же терапевту ее брать?

Мне, наверное, проще ответить на собственном примере. Я беру эту веру из ощущения собственной малости. Не в смысле низкой значимости, но в смысле доверия масштабу жизни любого человека, что больше моего понимания и знания. То есть вера эта исходит не из меня, не из того, что я знаю про себя нечто такое особенное, что я вот такая сильная и рядом со мной они справятся, но из того, что я в целом знаю про людей.

А я знаю, что они такое проходят. Справляются. Есть внутренняя сила, позволяющая проходить тяжелые времена, есть вокруг поддержка (они уже ее получают) и есть способность к адаптации, к интеграции нового.

Более того, каждый, кто в терапии, уже проходил немало жизненных кризисов, уже менялся, уже был вынужден принимать непростые решения. Просто прямо сейчас он устал, истощен, временно потерял смыслы, ему сложно поверить, что это закончится. Но я, как человек, не захваченный процессом, об этом помню и знаю. Из опыта личного, из опыта сотен клиентов, из общечеловеческого опыта тех, кто проходил немало экзистенциальных кризисов и писал об этом книги.

Таков мой способ сохранения устойчивости. Доверие клиентскому процессу. Вера в гибкость и силу каждого.

Отзывы

Все отзывы