Усилие или насилие

Не праздный лично для меня вопрос. Я вот больше 10 лет делаю по утрам разминку (не от большой осознанности, исключительно по неизбежности, поверьте) и это до сих пор небольшое, а временами и большое усилие. Переходит ли оно в насилие?

Граница проходит там же, где и граница между перфекционизмом и здоровым стремлением стать лучше. В чем отличие?

  • Перфекционизм основан на вере в то, что идеальное поведение или достижение станут защитой от чувства стыда или вины за собственное несовершенство, по сути, защитой от осуждения окружающих или аутоагрессии. В его основе страх: другие увидят, что я не идеальный. Я сам пойму, что я не дотягиваю до собственного идеала и это непереносимо.
  • Стремление стать лучше нацелено исключительно на себя, оно не идет из страха внешнего или собственного неодобрения, и не связано с условиями, с возможностью или не возможностью себя любить.

Если вернуться к моей разминке, то до тех пор пока ее цель избавление меня от мигреней (а я считаю, что именно благодаря этому вот уже 10 лет, как их нет), то все неплохо, но как только я начинаю избыточно тревожиться о том, что попа теряет форму окружности, а живот наоборот подозрительно быстро к ней приближается, так привет старый синдром – попытка обмануть закон гравитации, а также с десяток физиологических закономерностей, приблизившись к некой идеальной, недостижимой Я. И, конечно, при таком раскладе я никогда не буду собой довольна. Во всяком случае до тех пор, пока существует земное притяжение, а мне все еще зачем-то больше тридцати.

Мышление в идеальной системе координат больше напоминает мечту. Это фантазия о том, что у меня все получается легко и сразу, что в основе лишь вдохновение или воздаяние за страдание, в любом случае чудо неизбежно: вот напишу один текст и с утра уже я популярный психолог с сотнями тысяч последователей, вот придет человек в терапию и вжух, все сразу поймет и поменяется просто от одного моего взгляда.

У идеального я нет продолженности, там идеальные условия, нет воздействий никаких сложных факторов. То есть мы фантазируем о себе, сохраняя детское всемогущество, и, таким образом, мы не познаем себя. Мы остаемся в неком иллюзорном представлении о себе. Я то, что я о себе думаю.

И в этом причина того, что так элегантно закамуфлировано фразой «я боюсь проявляться». Расшифровываю ее настоящее значение: «я боюсь не выдержать столкновения с реальностью, в которой я не всем понравлюсь и таким я не понравлюсь себе».

Да, выход на большой простор — это всегда встреча с более реальным Я, чем то, что живет в наших фантазиях. А в них лишь частичное, ограниченное представление о себе, приводящее к тому, что мы ставим перед собой недостижимые, нереалистичные цели, потому что идеальное Я давит на реальное, требуя невозможного.

В этом также одна из причин прокрастинации.

Реальность — это всегда процесс, это ускорения, замедления, смена направления, пауза. В ней нет стабильности и постоянства, но есть динамика и в хорошем случае постепенное приближение к цели. Сегодня хороший текст, завтра проходной, а на прошлой неделе вообще времени не было, но я продолжаю

Идеальность – застывшая картинка: ежедневный хит, успех за успехом в вихре праздника без конца. И это идеальное, фантазийное Я давит на Я реальное, заставляя осуществлять над собой избыточное усилие, неизбежно рано или поздно превращая любое даже самое приятное действие в насилие. Мы начинаем делать больше, чем можем, больше, чем есть сил и все заканчивается отторжением, выгоранием, депрессией.

 

Один из типичных запросов терапии–  «НАДО» убивает желание, что делать? 

Я сама боялась, что ведение регулярного проф. канала станет для меня проклятьем. Но этого не случилось и  теперь я понимаю, почему. 

Вы пока что прислушайтесь к своей реакции на НАДО, а я  продолжу про Реальное и Идеальное Я. Через это дойдем и до проблемы «НАДО».

Как мы уже поняли, Идеальное Я не оставляет нас в покое, пытаясь давить, и если мы поддаемся, то усилия переходят в насилие, и то, что доставляло удовольствие становится пресным либо вызывает отвращение.  

Но реальное Я тоже имеет некую силу сопротивления. 

Откуда она берется? Как понять, что мы приблизились к более реалистичному ощущению себя? 

Реальность – это всегда процесс.  

Идеальность – застывшая картинка, быстрый переход в гениальность, подтасовка фактов. 

А значит задача осознавать себя как непрерывность.  Это значит не ожидать неизменности, признавая связь со всем, что нас составляет. 

А составляет нас весь жизненный опыт, в котором, кстати, самим ярким является опыт довербальный, сквозь него, через  младенчество-детство-юность-зрелость мы идем, переливаясь, как голограмма, в которой все и сразу.   

Наш внутренний мир похож на машину, в которую мы запихнули всю гребаную семейку и безнадежно пытаемся выехать на «веселый» пикник. Младенец плачет, трехлетка переполнен буйной энергией ему надо срочно бегать с мячиком и мороженого, подросток мечтает чтобы все эти идиоты, которые почему-то называются его семьей, оставили его наконец в покое, тетушка увещевает, папа нервно курит, недовольный дальний родственник по неизвестно чьей линии тяжело вздыхает, мама разрывается между всеми и пытается сохранять дружное настроение в таборе. 

У всех разные потребности.   Но Идеальное Я пытается  этого не замечать: оно уже на озере, в безупречном купальнике,  там витает аромат кофе, на скатерти для пикников пышные булочки,  в центре букетик цветов, дети сияют благодарностью и братско-сестринской любовью.    

В реальности мы с большим трудом довозим всю эту гоп-компанию до цели и способны это сделать лишь в том случае, если будем замечать потребности каждого из участников: успокоим малыша, развлечем трехлетку, найдем подход к подростку, тетушке и унылому дальнему родственнику, и в то же время не позволим себе быть захваченным кем-то одним из них. 

Столько всего нужно преодолеть, чтобы действительно начать двигаться! Но Идеальное Я хочет чтобы все само. Более того, считает, что так и должно быть.

А если приходится уговаривать себя,  считаться с разными неудобными потребностями, препятствиями, то со мной что-то не то, не так. Привет аутоагрессия.  

Таким образом из Идеального мышления мы либо вообще ничего не делаем (потому что сразу столкнемся с нападением на себя), либо делаем с избыточными усилиями, резкими движениями, сверхнагрузкой,  чтобы сразу наивысший результат. 

Это Идеальное Я рассказывает нам сказки, о том, что можно раз и навсегда «проработать» свою злость, обиду, ревность, лень, отношения.  

Реальное даст честный ответ на вопрос: «Когда я уже перестану вот это все?».  И этот ответ — НИКОГДА.

У меня в опыте есть самые разные чувства и они будут возвращаться. Вопрос лишь в том, как я буду с ними обходиться. Насколько позволю им себя захватить, насколько их воздействие на меня и мои отношения будет разрушительным.  

Если замечать в себе разные потребности и мыслить себя как совокупность состояний, то мы поймем, что возможности двигаться  возникают лишь в редкие минуты согласия нашего внутреннего зоопарка.

И тогда нам нужно минимальное,  систематическое усилие. Основная задача  которого– сохранение положительной динамики. Это сложно, но  достижимо. 

А НАСИЛИЕ – это стремление к идеальному сохранению максимального уровня. Всегда.

Отзывы

Все отзывы