Эмоциональная распущенность

Сегодня хочу выступить с не самой популярной на первой взгляд в современной психологии идеей, а именно с необходимостью научиться ставить под сомнение свои эмоции.

Это непростое противоречие, ведь, с одной стороны, мы (психологи) говорим о важности эмоций, об их сигнальном значении, о необходимости их заметить, прожить, не зажимать. С другой, при таком подходе из под внимания как будто ускользает вторая составляющая, которая не менее важна: способность замечать, что эмоции — это отражение нашего восприятия, они носят исключительно субъективный характер. Давайте вспомним, что даже на одно и то же событие в зависимости от собственного физического состояния, мы реагируем с разной силой, более того, одно и то же действие другого человека может иногда расстроить, а иногда вызвать улыбку.

Так, в очередной раз не надевший шапку ребенок, может в зависимости от обстоятельств вызвать страх (опять заболеет), а может умиление «я сама была такою 300 лет тому назад», не так ли? И тогда можем ли мы говорить о том, что эмоции наши являются достаточным сигналом, достаточным основанием для серьезных выводов или принятий решений?

А ведь именно так зачастую и происходит. Пребывая в сильных эмоциях, мы уже не в состоянии оценить их адекватность, и они становятся топливом действий, далеко не всегда имеющих под собой объективные основания.

Ялом, опираясь на стоиков и любимых им Ницше с Шопенгауэром, формулирует эту мысль так: «Внутреннее спокойствие рождается из знания, что нас беспокоят не сами вещи, но лишь наше восприятие их». А поэтому наряду с навыком распознавания и проживания эмоций нам необходим навык ставить под сомнение адекватность силы реакции происходящему. «Если я обиделся, значит ты не прав или ты плохой» – так себе идея для построения отношений. Вместе с тем, примеров, когда сама по себе обида как будто становится достаточным основанием для серьезных выводов об «обидчике», что временами ни сном, ни духом, полным-полно.

В итоге мы не редко имеем дело с тем, что я назвала бы эмоциональной распущенностью. Это не только не способность контролировать аффект, но и отсутствие у человека критичности относительно собственного аффекта.

Чаще всего мы сталкиваемся с этим в том состоянии гнева, которое называют «праведный». Это ощущение примерно такое: «раз я так гневаюсь, значит я прав, значит меня до этого состояния довели, не просто ведь так у меня такое сильное расстройство». Давайте заметим, что в этом случае ответственность за эмоции уже как бы и не на том, кто их испытывает, а на другом человеке, который нам их причинил. Такой подход лишает нас возможности влиять на собственную жизнь.

Мы все так или иначе бывали захвачены эмоциями, и сегодня я предлагаю подумать именно о том, что поставить под сомнение их адекватность, тоже бывает полезным. Крайнее же выражение эмоциональной распущенности мы наблюдаем обычно у людей с ПРЛ (пограничное личностное расстройство).

Собственно это один из диагностических критериев ПРЛ — неспособность внутри себя, в собственных границах переварить аффект. И тогда единственный способ для такого человека обойтись с сильными переживаниями – это выплескивать их на окружающих.

Все же большинство из нас не являются людьми пограничного спектра, а это значит, что мы способны найти себя где-то посредине между тотальным эмоциональным контролем и распущенностью. И в этом одна из наших долгосрочных, очень непростых задач взросления и развития.

Отзывы

Все отзывы