Что нового в любви?

Жаль я не социолог. Мне кажется эта наука намного дальше продвинулась в объяснении поведения человека, но мне уже поздно переучиваться, хоть я и стараюсь.

Второй год мусолю книгу, основанную на социологических исследованиях, с интригующим названием «Почему любовь ранит», так знаете что? Она камня на камне не оставляет от наших обычных представлений о том, что такое душевные муки и откуда они возникают.

Вот, например, крайне утешительная мысль, которую на протяжении книги Ева Иллуз убедительно доказывает:

«Также, как в конце 19 века считалось радикальным утверждать, что бедность является результатом систематической экономической эксплуатации, а не результатом сомнительной морали или слабого характера, в настоящее время необходимо заявить, что все неудачи и невзгоды нашей эмоциональной жизни скорее формируются институциональными механизмами, а не являются результатами слабой психики. Основной проблемой является не трудное детство или недостаток самосознания, а совокупность социальных противоречий, которые формируют современную личную идентичность». (так мне и без работы недолго остаться, счастье, что мало кто читает социологические исследования и намного больше читают нас, психологов, так что не переключайтесь).

А еще Ева рассказывает, что изменилось в структуре наших романтических желаний, как изменилось содержание мыслей и эмоций их активизирующих, и почему любовь в современном мире подобно товару находится в обращении среди неравных конкурирующих субъектов.

 Да, люди веками страдали от несчастной любви и кульминацией этого стала эпоха романтизма, казалось бы, разве можем мы быть несчастнее? Тем не менее книга утверждает, что есть нечто качественно новое в современном любовном страдании. Это:

  • Электронное регулирование брачных рынков
  • Изменения, произошедшие в искусстве выбора партнера (слово «искусство» художественная натяжка, по мне так самодеятельность в дальнем гарнизоне), но автор употребляет именно это слово
  • Избыточное и ошеломляющее значение любви для чувства социальной значимости
  • Рационализация страсти
  • Способы развития романтического воображения

В общем я не уверена, что смогу перевести непростой язык книги, в которой сносок не меньше, чем текста, в удобоваримые идеи, но сама мысль о том, что наши любовные выборы и страдания определены во многом социальными моделями, а отнюдь не личной несостоятельностью, кажется мне утешительной.

Вот напоследок интересный исследовательский факт. «Приверженность не может быть рациональной, эмоциональный аспект в конечном итоге является самым сильным при вступлении в серьезные отношения. Однако процесс, в котором романтический выбор сталкивается с постоянно растущим числом потенциальных партнеров, снижает способность к сильной эмоциональной приверженности, поскольку мобилизует когнитивные процессы, которые крайне негативно сказываются на эмоциональности и ослабляют интуицию»

Цитата надеюсь дает ответ на вопрос, почему я читаю книгу второй год. Переведу (для себя в первую очередь). Вот приходишь в магазин, а там всего два платья – зеленое и синее. Берешь зеленое, оно как раз в цвет твоего лица. В крайнем случае оба, второе в цвет бровей.

Но то раньше. А теперь их не два, а такая же бесконечность, как двоек в дневнике моего старшего. И вроде одно понравилось, а потом вдруг в примерочной уже места нет от платьев, и в конце-концов тебя почему-то слегка от них тошнит.

Нет. Плохой пример. Платье не бывает лишним, от них не тошнит.

Пирожные. Да. Не лезут и все сложнее найти любимое. А на работе спрашивают: ты что, до сих пор не выбрала то самое? Единственное и на всю жизнь? С черным шоколадом корейские не пробовала? И смотрят так искоса, как будто с тобой что-то не то. А ты думаешь, ну ведь у меня должно возникнуть чувство к пирожному, а я как будто математические примеры вместо этого решаю, высчитывая вероятность отравиться. Вот так и с любовью нынче

Отзывы

Все отзывы