Чем себе помочь прямо сейчас

24 февраля была острая резкая боль, невозможность поверить с невозможностью привыкнуть. 21 сентября боль тупая, безнадежно глубокая. Я весь день вспоминала близких и далеких мужчин, звонила, писала подругам, у которых сыновья, братья, мужья. И в этом было какое -то наше объединение: много любви, сострадания, сочувствия и сплочения — никто, никто не хотел и не хочет войны. Никто из нас не видит ни одного оправдания, смысла или цели. Ни один из тех мужчин, кого я знаю, не собирается, предпочитая эмиграцию, тюрьму, любой исход, только не убийство.

 А потом пришла на прием девочка. 21 год. И сказала:  «Мой папа бывший военный. Он сказал, что если надо, пойдет родину защищать. Потому что есть долг перед родиной. И меня он тоже там будет защищать.  Понимаете?»

Нет — ответила я ей. Я не понимаю.

Мы вместе с девочкой, у которой уже, кстати, нет мамы, не понимаем. Ни родины, которая бессмысленно истребляет своих и чужих сыновей, востребуя абстрактные страшные долги, ни логики, в которой защитой детей станет их сиротство, и не ведаем способов достучаться до мыслящих в подобных категориях людей.

Я редко чувствую в работе бессилие. Но услышав девочку я на секунду подумала, а что я могу? Прямо сейчас? Как будто вообще уже ничего. Вот есть папа, готовый самоубиться и ужас от невозможности на него повлиять.

Но все-таки что-то я могу. Мы все можем.  Что можно прямо сейчас.

  1. Помнить, что страх сужает наше поле восприятия. Событие еще не произошло, а мы переживаем его как реальное. Чтобы выйти из этого состояния нужно включить по максимуму все сенсорные каналы. Посмотрите вокруг. Вот стул, вот стол, вот окно. Обратите внимание на цвет, фактуру, запах. Потрогайте, понюхайте. Почувствуйте стопы на полу. Вы в данный момент в безопасности. Вот прямо сейчас вы в физической безопасности. Заметьте это.
  2. Все рутины, все ежедневные обязанности, даже если есть соблазн забросить – нельзя. Это то, что обеспечивает стабильность психике в момент турбулентности и неизвестности. Мы продолжаем вставать, чистить зубы, готовить детям завтрак и обед, мы продолжаем заниматься своим делом, сохраняя по мере сил себя в более -менее функциональном состоянии. Это наша ответственность перед собой и теми, кому хуже.
  3. Никаких решений в панических состояниях. Возможно сейчас очень важное время для решений, но хороши будут только те, что приняты на трезвую голову. А для этого мы должны привести себя из состояния «бей-беги- замри» в баланс. Что нам помогает?
  • Если ваша реакция на стресс по типу «замри» — дышите. Это первое что пропадает из за зажимов. Дышите по квадрату, дышите глубоко, заметьте прямо сейчас вы вообще дышите?
  • Если ваша реакция по типу «беги» и вам хочется в панике бегать по потолку срочно начните бегать с какой-то целью. Уборка, перебирание завалов в ящиках, списки важных дел, закупки, физическая помощь другим – отвезти, привезти, разгрузить – вот ваш способ сбрасывать кортизол
  • При реакции по типу «бей» поднимается много злости. Ну и хорошо. Главное не пытаться сдержать. Реализация в физических упражнениях (отжимаемся, качаем попу), в беге, в крике. Найдите место, где можно прокричаться. Резкие выдохи, резкие взмахи руками. Напишите злобный текст в конце концов.
  1. Ищем своих. Как ни странно я чувствую, что за последние полгода у меня «своих» стало больше. Я вижу вас, читаю вас, слышу, чувствую поддержку, знаю тут много единомышленников. Мои встречи с друзьями стали еще теплее, я обнимаю и радуюсь, что есть кого. Берите и давайте поддержку. Мы друг у друга есть.

Отзывы

Все отзывы