Почему кризис неизбежен

А можно ли все-таки без кризиса? Ну почему ты так уверена в его неизбежности? — продолжает мой неугомонный приятель. — Давай, говорит, позорь меня на фб дальше.

Ок, мне не сложно, я с удовольствием.

Видишь ли, дорогой друг, кризис связан с постоянным изменением мира и нашей вынужденной необходимостью на это реагировать, и здесь существует лишь два пути, разница между которыми хорошо описывается фразой «меняйся или сдохни». 

И поначалу мы все норовим немного «сдохнуть» на проторенных дорогах, застревая в знакомых паттернах и сюжетах, повторяя сами себя (а почему бы и нет, ведь мы уже многому научились и это неплохо срабатывало, да?), но однажды вдруг происходит сбой.  И шарики больше не радуют.

Это можно объяснить, например, тем, что мы творческие создания и самоповторение противно нашей природе.  Можно чуть сложнее: например, тем, что на этой земле мы неизбежно получаем трансформирующий нас жизненный опыт, что вызывает новые потребности, а они в свою очередь требуют перемен в действиях и решениях. Можно еще сложнее, как это делал Юнг в своей теории индивидуации, объясняя кризис середины жизни зовом части души, что вынужденно ушла в тень, но теперь желает быть признанной, реализованной и интегрированной.

 Часто катализатором кризиса выступают трагические события — болезни и смерть близких, собственные разочарования в духовном поиске или в отношениях, творческие или бизнес неудачи. 

И нередко на помощь тут же приходят алкоголь, работа, секс, наркотики,  еда —  выбор чем заглушить внутренний конфликт к счастью обширен, и  мы даже не умираем от этого, просто нам становится непереносимо, потому что примерно здесь и проходит граница между «не быть мертвым и быть живым».  Это та точка, в которой ты либо устал от жизни и  выбрал быть пожилым, либо мучительно родил новые смыслы, что заставили тебя расти, меняться, адаптироваться, расширяя палитру реакций, а также менять отношение к миру и к себе.

Те, что выбрали быть живыми, из людей, которым неподвластен мир, из тех, что сдались перед его силой,  превращаются в тех, кто понемногу учится к ней подстраиваться, признавая свои ограничения и в то же время пытаясь раздвинуть границы привычного. Те, кто выбрал не быть мертвым, вряд ли смогут ощутить во второй половине жизни тот спектр эмоций, то вдохновение и взлет, что становится доступен живым.

В общем, отвечая на твой вопрос, без кризиса можно. В смысле его можно проигнорировать, оставшись в знакомых пределах, но это крайне непривлекательное решение, что оставит тебя покрывшимся пылью мужчинкой в тоскливом болоте бессмысленности. Шаг в воронку кризиса тоже так себе переживание, но дает нам шанс выплыть к новым берегам.

Отзывы

Все отзывы