Поднять самооценку 1 часть
Я как та Аннушка, пролила масло. Но не на рельсы, нет, все лучшее так сказать детям: себе прямо в чемодан. Массажное масло непредсказуемыми пятнами распределилось по шелковому платью, любимым кашемировым свитерам, белье, новых вельветовых брюках, майках, ну, а что не испачкалось маслом, то было утоплено в грязных лужах (светлые перчатки) и залито водой (белая дубленка), прошедшей сквозь не слишком чистый, видимо, рюкзак, таким образом к последнему дню путешествия в НН у меня не осталось ни одной незапятнанной вещи, и не то, чтоб меня это не тревожило, мне было их немного жаль, но на удивление не помешало ни одной вечеринке, ни одной прогулке, и вообще ни на миг не испортило мне удовольствие и не отняло времени от.
А сколько ж сил и тревог ушло б у меня в юности. Как бы я переживала, кто и что подумает, кто обратит внимание, какую оценку мне поставят по шкале нерях, как и в какой момент от меня в ужасе отшатнутся приличные люди, а бомжи, наоборот, наконец примут за свою. Я бы, наверное, пыталась прямо в гостинице срочно организовать себе химчистку и стирку, я бы сидела и ждала пока все высохнет или бегала по магазинам в поисках нового, короче страдала бы самыми разными способами вместо того, чтобы, как завещал Вильям наш Ш. сделать, то, что я и сделала: «пусть думают о нас, что им угодно, мы просто потанцуем и уйдем».
Верю, что это не самобезразличие, а знание простой истины: все остальные слишком заняты тревогой о себе, им не до моих пятен, у них в каком то смысле полно собственных, но какой же это кайф почувствовать эту свободу на практике и какой же это прекрасный повод в очередной раз немного поговорить о самооценке.
Потому что не зарастает народная тропа из жалующихся именно на ее неустойчивость, на неуверенность в себе, на зависимость от внешних оценок и даже, если на уровне понимания большинство воспроизводят правильные идеи, озвучивая необходимость внутренних опор, на телесном и эмоциональном уровнях они так или иначе выдают весь набор реакций испуганных, ожидающих оценки людей, тех, кто чудовищно зависим от стороннего мнения, кому постоянно нужно «зеркало», подставляемое окружающими для того, чтобы убедиться: «со мной все в порядке, я хороший, я существую, я нужна, я красивая, я умная».
Зачастую — это скрытые перфекционисты, любой контакт для которых превращается в экзамен, и тогда они на самом деле не способны встретиться с другим просто потому, что постоянно переживают, как выглядят, какое впечатление производят. Им не до общения, не до настоящей встречи. Они слишком тревожатся, слишком боятся остаться одни, очень боятся оказаться ненужными. Никто не должен узнать «какие они на самом деле», потому что от таких неидеальных сразу все отвернутся, а потому бесконечное количество сил уходит на то, чтобы «казаться» вместо того, чтобы просто быть.
И это крайне, крайне тяжело, страшно, уязвимо, не говоря о том, что является таки надежной дорогой именно к тому, чего они больше всего боятся: одиночеству и депрессии.
Как же преодолевается страх внешней оценки и неуверенность? И что будет здоровым способом справиться, а что неэффективной защитой? Как обретается устойчивая самооценка?
Для начала скажу, как самооценка проявляется. В первую очередь телесно.
Люди уверенные определенным образом располагаются в пространстве: они свободны, у них завершенные движения и расправленная спина, средняя динамика, они дружелюбны без заискивания в противоположность тем, кто зажат и как бы старается телесно занять меньше места, прижимает локти, задерживает дыхание.
И тогда первый шаг к развитию устойчивости в самооценке, как это ни странно – развитие именно телесной устойчивости, осознанности и телесной уверенности. Это чуткое понимание своих физических границ и центра, это физическое ощущение опоры на позвоночный столб, это хороший контакт стоп с землей, это навык замечать глубину своего дыхания и способность ею управлять, что суммарно обеспечивает способность человека занимать достаточное в пространстве место.
Второй признак человека неуверенного – это неспособность встретиться взглядом, потому что, когда мы в себе не уверены, мы очень боимся увидеть в глазах другого отвержение, подтверждение собственной ничтожности. Ведь по сути мы утверждаем себя с другим через взгляд, а если он на нас не смотрит? Значит избегает? Значит не заинтересован? Отвергает? Увидеть в чужом взгляде пустоту так страшно, что не слишком уверенный в себе человек будет избегать зрительного контакта. (Есть, конечно, и другие причины, по которым люди не смотрят в глаза, например, реально не видят другого, но об этом как нибудь потом).
Надо ли говорить, что само по себе отведение взгляда из страха отвержения не придает уверенности, просто потому, что без визуального контакта нам сложнее понимать других, и сложнее понимать, что на самом деле происходит во взаимодействии?
Магия взгляда, конечно, велика и миф о смерти через взгляд на Медузу Горгону не случаен, как и не случайно то, что в нашем восприятии уверенный в себе человек взгляд не отводит. А потому способность находится в визуальном контакте фактически сама по себе тоже поднимает нашу уверенность и может быть развита и тренирована. Не говоря уже о том, что в такого рода контакте часто очень много энергии и удовольствия. Все кокетство мира, вся агрессия, все желание – все это может быть в долю секунды передано и считано через взгляд, и да, тогда это непростой инструмент, но он стоит того, чтобы им овладеть, а не задвинуть в дальний угол, как слишком сложный, не поддающийся управлению вайфай ̶в̶и̶б̶р̶а̶т̶о̶р̶ пылесос.
И у меня опять очень длинный текст, а потому продолжение о том, как нарастить уверенность, видимо, следует, если вдруг вы дочитали и хотите.