Новые горизонты возраста

В 2018 году 69 летний Эмиль Ратенбанд начал судебное разбирательство, в котором требовал легально признать себя человеком, моложе на 20 лет. Он сообщил суду Арнема, что чувствует себя «дискомфортно» в своем хронологическом возрасте, который абсолютно не отражает его эмоциональное состояние, не говоря уж о том, что мешает найти работу или любовь на сайте знакомств. Эмиль требовал поменять дату своего рождения с 11 марта 1949 года на 11 марта 1969.

«Возраст меня ограничивает. Если бы мне было 49 я бы мог больше работать, а когда в тиндере я пишу, что мне 69, шансы на свидание стремятся к нулю». Друзья предлагали Эмилю соврать, но он парировал: «если врешь, приходится запоминать, все, что сказал, а это слишком утомительно».

Рателбанд сравнил свое дело с кейсом трансгендеров, утверждая, что и возраст может быть вполне гибкой категорией. Он также сказал, что его родители уже мертвы, и их не слишком расстроит желание сына отмотать время назад. Он даже предложил лишить себя права на пенсию.

Это провокация, на которую суд, конечно, не поддался, отказав Эмилю на основании «нежелательных последствий, ущемляющих его права». И все же эта история намекает: мы находимся на пороге совершенно нового исторического периода, названного в одноименной книге Камиллы Кавендиш «Экстра Время». И пожалуй рассказ про Рателбанда — самое веселое, что в ней есть, остальное посвящено сухим социологическим фактам, доказывающим насколько мир нынче изменился: например в Японии с 2013 года продается больше подгузников для беспомощных взрослых, чем для детей, многие страны отмечают отрицательный прирост, а по прогнозам с 2050 года наиболее быстро растущей группой населения во всем мире будут люди старше 80.

Готовы ли к этому какие то социальные институты? А готовы ли мы сами поменять отношение? Ведь очевидно: общественное восприятие возраста сильно запаздывает относительно того, что такое сегодня на самом деле быть 50, 60 летним или 70 летним человеком, потому что наш хронологический возраст понемногу разсинхронизируется с биологическими возможностями и, как в футболе, в жизни вдруг появляется дополнительное время, в которое мы все еще можем играть: благодаря развитию медицины в 70 можно обладать физическими параметрами, амбициями, внешностью, силой такого уровня, который мы не ассоциируем с возрастом близким к 70 годам.

«Весенный Цыпленок» – Британский сатрап, продающий гаджеты для пожилых людей, провел исследование, в котором опрашивали клиентов: «Насколько лет вы чувствуете себя внутри и снаружи?

Большинство людей от 50 до 90 ответили, что чувствуют себя слегка моложе внешне и существенно моложе собственного актуального возраста внутренне. 80 летние говорили о том, что ощущают себя внутри так, как будто им 50. Встает вопрос: это иллюзия или все таки что-то действительно меняется? Может быть пожилые люди и раньше так себя чувствовали? Молодыми внутри? Просто их никто не опрашивал?

Я конечно этого не знаю. Но знаю, что мы живем во времена, когда «надо же, вы не выглядите совершенно на свои… 50, 60 и проч» уже понемногу перестает быть комплиментом, и те, кому сейчас около 50 и будут первым поколением, в котором массово придется решать новые задачи активного долголетия, моделей которого во всяком случае у нас в стране пока что нет. Потому что еще недавно в этом возрасте всех отправляли на дожитие, люди становились бабушками и дедушками, чем собственно и ограничивались роли, некоторые правда ускользали от почета, продолжая активно творить и работать, совмещая самые разные свои задачи, но в массе своей никто от них такого не ожидал.

Сейчас неугомонные «старикашки» создают бизнесы, лезут в горы, бегают айронмены, меняют профессии, получают очередное высшее образование, путешествуют, образуют новые семьи и почему то совершенно не стремятся угомониться дома с внуками. Надо отдать должное их детям: те тоже особо не ждут уже ничего такого от своих активных родителей.

И если кризис среднего возраста вполне изучен и описан в психологической литературе, то последующие возрастные кризисы, в которых по мнению голландских авторов, например, нас ожидает еще и вторая молодость (63-70 лет), где человек может еще раз достичь кульминации своей жизни, изучены намного меньше и я честно говоря предвкушаю создание новых периодизаций и открытие новых закономерностей.

Отзывы

Все отзывы