Мужское и женское восприятие времени

Пока не утихают споры о том, в чем же разница между мужчиной и женщиной, и в какой именно части признания этой разницы положено оскорбляться, а в какой ее все еще можно безболезненно озвучивать, я, вслед за своими недавно родившими клиентками, размышляю о том, как по-разному мы с мужчинами воспринимаем время.

В обществах, оспаривающих патриархат (наше пока не определилось, но в городской своей части пытается), мужчине больше не обязательно иметь потомство ни для создания или управления домашними хозяйством, ни для передачи его по наследству. Для самоутверждения (я управляю женщиной, детьми и прочей скотиной) тоже уже как-то не принято: сейчас источником самоутверждения все больше является экономическая независимость, социальное продвижение, реализация потенциала и прочий успех, не слишком связанный с наличием семьи.

Таким образом получается, что женщины вынуждено желают иметь детей намного больше, по сравнению с родителем номер 2. Вместе с тем мы действуем в гораздо более ограниченный срок по сравнению с нашими ровесницами, жившими еще лет 50 назад, так как сегодня мы откладываем вступление в брак и рождение детей до первых шагов в карьере.

Так окно наших возможностей существенно сокращается с условных 17-45 лет до 30 -45. «Пародируя Хайдеггера, можно сказать, что на брачном рынке современные женщины среднего класса думают о времени не с точки зрения смерти, а с точки зрения фертильности. В сфере любви конечность бытия для женщин отмечена временнЫм горизонтом деторождения». (Е. Иллуз )

При этом женщины более склонны рассматривать этот рынок именно как рынок брака, а мужчины, как сексуальный, что для первых — повод поскорее с него уйти, а для вторых -повод подольше на нем задержаться.

Никакого равенства и в помине тут нет и быть не может, как бы мы к нему ни стремились. Увы.
«Когда женщина соскальзывают со своих двадцати к тридцати годам… соотношение сил слегка меняется. Даже самые неистовые распутницы теряют самообладание, борясь с первыми приступами экзистенциальной тоски: страхом умереть в одиночестве и быть найденной три недели спустя наполовину обглоданной своей собственной овчаркой» (Дневник Бриджит Джонс)

Биологическое время, как значимая категория восприятия, на женский выбор влияет намного больше, чем на мужской: мы имеем меньше возможностей для того, чтобы отстаивать свои интересы. У нас объективно меньше времени на размышления, сравнение и выбор (в случае если мы все же хотим иметь детей). Если нет, то все зашибись, можно зажигать.

Дальше тоже не до равенства.

При всем искреннем стремлении молодых мужей разделять тяготы первого года родительства, мы имеем физическую невозможность отделить ребенка от мамы (мамы в большинстве хотят сами его кормить) а также экономическую целесообразность занятости именно мужчины (чаще мужчина к моменту рождения ребенка уже чуть больше зарабатывает). Как следствие мы видим неизбежное нарастание социального и экономического разрыва между мужчиной и женщиной, а если пара вдруг хочет детей больше, чем одного, то десятилетие от 30 до 40 представляется для женщины крайне сложным с точки зрения карьерного развития.

Да, там, где для мужчин время – бесконечная возможность, там для нас зачастую не просто тикают часики, а бьют куранты и не думаю, что эту разницу можно было бы как-то нивелировать. Более того, в последние десятилетия тенденции таковы, что она чувствуется лишь острее. Здесь бы хотелось написать, что-то вроде «а зато мы (женщины) в большинстве своем счастливее», но что-то я таких исследований не припомню. Мы живем дольше, если живем не в браке (такие исследования есть). Вот странно, да?

Выступаем за брак, как основу для рождения детей, но при этом жили бы дольше вне брака. В общем виде перед нами тогда встает философский вопрос: почему мы желаем то, что, как мы знаем, может причинить нам вред? Ну и второй вопрос: как бы начать извлекать больше пользы из наших различий, а не делать вид, что их нет?

Отзывы

Все отзывы