Ловушка извинений. Что может пойти не так.

Одна из ловких манипуляций– это псевдоизвинения, что оставляют тех, перед кем вроде как извинились, булькать в коктейле вины, стыда и неуловимом ощущении, что ты проглотил жабу на голодный желудок. 

 Пусть Эмка извинится. Только пусть извинится как следует. А то я знаю Эму. Эма извиняется так:- Извините, конечно, но вы – дерьмо! (Довлатов)

Да, именно так и будут просить у вас прощения нарциссы и иные склонные к абьюзу персонажи.
 «Я не хотел, но ты сама виновата (вынудила, разозлила, не проявила ко мне должной чуткости). А чего вообще ты ожидала, когда так себя вела? Конечно, я был вынужден среагировать – наорать, ударить, свалить к любовнице, игнорировать тебя,  в общем делать тебе больно, всеми доступными мне способами. Извини, конечно, но ты сама виновата. Давай договоримся: ты больше не веди себя со мной неправильно, ведь я тебя люблю, хоть вон до чего ты меня довела, дрянь такая».

Есть более мягкий вариант. Звучит примерно так: «Ты извини, конечно, но пойми: я вогнал тебе иголки под ногти не со зла. На то были серьезные причины, обстоятельства». Ну и дальше вам расскажут историю, в которой и сам И.Х. не удержался бы и врезал врагу, забыв, что можно подставить вторую щеку, так что извиняющийся вообще то проявил гуманизм. Всего лишь иголки. Надеюсь, вам уже стыдно за то, что вы обиделись на человека, который на самом деле просто жертва обстоятельств.

Или все-таки осадочек остался?

Кстати, если, вы прислушаетесь к себе, доверившись неуловимому осадочку, и подобные извинения отвергнете, вас обвинят в обидчивости: перед вами извинились, а вы злопамятный человечишко, не способный к милосердию и сочувствию.

Оба примера, кроме их манипулятивной природы, объединяет еще и то, что приносящий извинения не берет на себя ответственность за произошедшее, а значит, все может повториться.

Странно, что вы не чувствуете себя в безопасности и не рады этой дешевой подделке, ничего общего не имеющей с искренним раскаянием. Странно.

Еще один ингредиент, что делает извинение отравой в конфетной обертке —  ожидание неизбежности прощения. 

Перед вами извинились. Искренне. Значит вы автоматически должны простить. Таковы правила этой игры. Разве нет?

А вот и нет. Настоящее извинение останавливается само на себе, не востребуя от вас понимания, сочувствия или прощения. Иными словами, искреннее извинение исходит из внутренней потребности того, кто обидел, признать и по возможности возместить урон, и производится без каких-либо условий. В этом случае никто не ожидает и уж тем более не требует,  что после извинений вы легко и радостно  вернетесь к состоянию «как будто ничего и не было».

Таким образом искреннее, лечебное «прости» соответствует трем правилам. Тот, кто извиняется:

  1. Признает, что вольно или невольно нанес ущерб
  2. Признает свою ответственность за произошедшее, даже если это была неизбежность, глупость, случайность
  3. Ничего не ожидает от того, перед кем извиняется

NB Извинение само по себе не гарантирует, что на том месте, где в душе нагадили кошки вдруг расцветут сады. Если нанесен серьезный моральный или физический ущерб его невозможно возместить словами извинения. Иногда нужно много действий и времени. А кое-что не лечится и этим. Но без первичного признания ущерба движение навстречу друг другу маловероятно.

NB2 Восстановление дальнейшего доверия происходит (если происходит) все же не через слова, а действия. Если извинения прозвучали, в дальнейшем опирайтесь на действия. Дела всегда больше тысячи слов.

 

Отзывы

Все отзывы