Как вы это выдерживаете?

Уже стоя в дверях, М. спросила: « А как вы вообще все это переносите? Все эти наши ужасы, эмоции?»
Я слышу этот вопрос в разных вариациях не только от клиентов, но и от подруг, членов своей семьи. Что происходит с терапевтом, который каждый день встречается с чужой болью, слезами, страхами, агрессией? Почему он еще не сошел с ума? А может сошел, но просто пока мы этого не замечаем? Интересно, он на самом деле мне сочувствует? И другим клиентам тоже также сочувствует? Если да, то откуда столько сил? А если нет, то он что, настолько бесчувственен, что его не пробивают наши истории?

На самом деле это вопрос про безопасность. Насколько клиенту безопасно быть рядом с терапевтом? Терапевт вообще выдержит? 
В начале скажу очевидную и простую вещь. У терапевта такая профессия и работа — выдерживать чужие эмоции и быть в этот момент опорой для другого. Именно этому терапевта в хороших институтах учат. Иными словами для выдерживания у нас есть набор инструментов и техник. Их много. Например, среди них

Терапевтическая позиция.
Это означает, что я осознаю себя как ответственного за процесс человека, и в нашей паре (терапевт-клиент) именно я сильная, я понимаю что происходит, я контролирую процесс. Благодаря этому меня не выносит в ужас-страх и иные сильные эмоции. Это не значит, что я их не ощущаю. У меня конечно возникают эмоции — я живой человек, и истории моих клиентов не могут не вызывать сочувствия, иногда горя, иногда страха, иногда радости. Но я отслеживаю свои реакции и при возникновении сильных эмоций у меня есть способы их контроля и заземления. Мое внимание удерживается на двух точках – на клиенте и на мне. И это раздвоение внимания происходит в течение всего сеанса. Именно удержание внимания в том числе и на себе дает стабильность и возможность «не проваливаться» вместе с клиентом в его интенсивные переживания. 

В то же время удержание части внимания на себе вовсе не означает постоянную сосредоточенность на своем подобном опыте и попытку найти в опыте клиента что-то опровергающее или подтверждающее свои личные переживания. Это скорее про внимательность к ощущениям и чувствам, которые возникают в контакте с клиентом, потому что и ощущения эти зачастую сами по себе являются диагностическими.

Кстати, этический кодекс психотерапевта обязывает нас следить за собственным психологическим состоянием и отслеживать случаи, которые, слишком болезненно пересекаются с нашим опытом. Не случайно практически у каждого терапевта есть темы, с которыми он не работает. Конечно, иногда это вопрос специализации, но иногда причина в том, что терапевт понимает: его травматический опыт пока недостаточно проработан и будет слишком «фонить». 
Моя ответственность перед клиентами заключается и в том, что я сама нахожусь в постоянной терапии и таким образом стараюсь контролировать то, что не должно быть внесено в клиентский процесс.

Я также думаю о том, чтобы моего ресурса, моих сил хватало на каждого клиента. Именно поэтому я искусственно ограничиваю количество людей, с которыми работаю. Я знаю, что мой объем эффективной работы 5-6 человек в день. И мне нужны выходные. И мне нужно переключение, движение. Поэтому в моей жизни есть танцы, прогулки, спорт. Я много времени провожу на природе, много слушаю музыку, общаюсь с семьей, друзьями. Все это заряжает мои «батарейки» и позволяет прийти к клиентам наполненной. 
Важным источником стабильности для меня также является постоянное обучение. Знакомство с новыми техниками и способами работы не только позволяет наращивать эффективность, но еще и удерживает мой интерес к работе. Думаю это тоже способ избегать профессионального выгорания.
А еще стабильность терапевта обеспечивает психотерапевтическое сообщество. Его наличие означает, что мне есть с кем посоветоваться, мне есть с кем обсудить сложные кейсы, я могу обращаться к более опытным коллегам, могу разделять с кем-то свои сомнения, если такие возникают в процессе. У меня есть супервизор – более опытный практик, на помощь которого я могу рассчитывать. Есть супервизионные группы, где я встречаюсь с коллегами. Так что, дорогие все, если я начну сходить с ума это быстро заметят! )
Жду всех, кому теперь не так страшно пойти к терапевту, по будням.

Отзывы

Все отзывы