И вновь о депрессии, антидепрессантах и смертности
Когда я слышу что-то вроде «Антидепрессанты не надо пить, ведь это очень опасно, потому что с них потом трудно слезть», я, кажется, инстинктивно шарю рукой в поисках чего-то тяжелого.
Потом напоминаю себе, что, к счастью, не у всех есть опыт депрессии, им простительно, они не понимают, ошибочно полагая, что человек рядом просто не умеет взять себя в руки, просто должен как то собраться с силами и перестать уже вотэтовотвсе, или немного отдохнуть, а лучше просто как следует подумать и прекратить.
Мне хочется показать всем этим светлым, добрым человечкам статистику смертности для заболеваний, осложненных депрессией, а большинство тяжелых заболеваний (инсульт, инфаркт, рак, диабет и другие хронические заболевания в 75% случаев ею сопровождаются, в результате чего коморбидная смертность растет примерно в 4 раза по сравнению с группой болеющих без депрессии), хочется показать возрастную динамику развития депрессии (депрессия надежный спутник человека, ее вероятность увеличивается в 1,2 раза каждые десять лет, что конечно не удивительно, скорее удивительно, как некоторые все еще сохраняют способность радоваться жизни особенно в ноябре), напомнить о том, что депрессия забрала на тот свет Хемингуэя и Вирджинию Вулф, Робина Вильямса и Ван Гога , что количество самоубийств в результате депрессии, в том числе и в скрытой форме (как отказ от лечения при соматических заболеваниях, например) к сожалению только растет и на сегодня составляет 800 тысяч в год. Это вторая по значимости причина смерти людей в возрасте 15-29 лет. (данные ВОЗ 2018г)
Хочется спросить поборников здорового питания и саморегуляции, как именно они предпочитают видеть близкого человека: живым или не сдавшимся лекарствам? Будут ли они гордиться тем, что любимый стойко сопротивлялся «заговору фармацевтов», в момент, когда он красиво лежит в сафьяновом бордовом или, может быть, белом цвете, так и не соблазнившись этой страшной «химией», с которой он потом жил бы себе счастливо еще долгие годы и радовал вас, возможно, своими детьми, творчеством, общением или даже просто самим фактом своего существования?
Кстати МКБ 10 предоставляет нам вполне понятный список критериев, что на самом деле не всегда облегчает диагностику депрессии, которая часто проходит в скрытой от окружающих форме, но тем не менее дает хотя бы какой-то ориентир.
Согласно МКБ 10 депрессивным эпизодам относятся те, что характеризуются
1)Отчетливым снижением настроения по сравнению с нормой для данного человека, преобладающим в течение дня независимо от ситуации на протяжении двух недель.
2) снижением удовольствия от деятельности, обычно связанной с положительными эмоциями
3) снижением энергии, повышенной утомляемостью.
Особо обращает на себя внимание наличие чувства вины, которое накрывает человека в депрессии. Вины за то, что он вот такой вот слабак, вины за то, как он себя чувствует, вины за неспособность перестать грустить в ситуации, когда вроде бы нет никаких объективных причин, а наоборот есть все поводы для счастья: «ведь все живы-здоровы, у других настоящие проблемы, а у меня так, ерунда, я не понимаю почему мне так плохо, это не правильно»
Надо понимать, что в таком состоянии любая мелочь – это портал в ад, вызывающий эффект домино по всей системе. «Он не звонит, зря я вообще с ним связалась, сразу было понятно, что это не настоящее чувство, ему я тоже не нужна, я вообще никому не нужна, никто и не заметит, если я завтра не выйду на работу, в моей жизни вообще нет кого-то, кому нужна, и мне тоже ничего не надо, и смысла нет, да и не было никогда…».
Каждая мелочь бьет человека своей неоспоримостью, падая на больную самооценку, прямо туда, где уже аккуратненько лежит сломанная хулиганьем во дворе кукла, второе место на олимпиаде по английскому, пара неудачных романов, лишние килограммы на талии, непринятые статьи и неудачная попытка испечь пирог к приходу будущей свекрови.
Самое страшное и опасное в депрессии – это потеря смысла жизни. Питерсон сказал как то в одной из лекций, что «Чувство смысла – отнюдь не побочный эффект эволюции, это то, что помогает нам ориентироваться в пространстве жизни», а я бы добавила, что именно чувство смысла вместе с творческим началом отличает нас от животных, и одним из разрушительнейших последствий нигилизма – идеи, что всем все равно, чем ты занимаешься и никому это не будет важно после твоей смерти – является разрушение собственной ценности, что в совокупности с бессмысленностью и безграничностью страданий приводит к самоубийству.
«Печаль будет длиться вечно» — написал Ван-Гог в предсмертной записке. Увы, это то, что я слышу от своих клиентов в депрессии. Это страшно, когда девочка 20 лет убедительно, раз за разом объясняет мне, что смысла нет, что мир — это боль, что лишь глупость не дает людям посмотреть правде в глаза, что все заняты самообманом, что нет ни одной причины для продолжения жизни и мир был бы намного лучше, если бы в нем не было людей. Вообще.
Так что не говорите мне ничего про ужасные антидепрессанты. Не говорите мне, что, если бы это были истинно верующие люди, они бы не страдали. (а я и такое слышала) Не говорите мне о заговорах фармацевтов. Вы просто не видели глаз девочки в депрессии. Вы просто не знаете, о чем говорите.