Зачем строить планы?

Исторически у меня в терапии по большей части люди среднего возраста,  люди бизнеса, собственники: у кого-то компании в сфере айти разработок, у кого-то оборудование и лаборатории, есть владелец логистического центра, совладелец клиники, есть директора направлений в крупных производствах, дистрибьютеры, финансисты. И всех их сегодня объединяет одно: они потеряли веру в завтрашний день. Им и до февраля то было не просто — неочевидны смыслы середины жизни, утрачен заряд юности, когда море по колено и ты просто впахиваешь, потому что можешь, они  сомневались в выбранном пути, ощущали утрату былых сил пытаясь понять, на что бы рачительно потратить остаток,   и тут то нам всем и прилетело.

Думали о развитии, а теперь о выживании, хотели творчества, реализации потенциалов, но теперь все творчество сводится к разработке бизнес схем, которые завтра уже не актуальны:  бессмысленный бег с утроенной скоростью не дает возможности даже остаться на месте,  пропасть убытков улыбается и всасывает.

Они режут косты, сокращают людей, аренду, ищут обходные пути для доставок, попадая при этом на колоссальные затраты и все это вне хоть какой-то позитивной картинки будущего. Нет манящей идеи, ради которой хочется создавать, нет энергии вдохновения, когда ты забываешь о сне ради достижения, есть желание как раз забыть о яви, о том, что с утра надо проснуться в эту жизнь, в очередной раз принять реальность и как то в ней функционировать.

Зачем?- спрашивают они меня на встречах. Что такого радостного ждет меня даже если я сейчас ценой неимоверных усилий  кое-как сохраню остатки бизнеса?  Я понимаю этот вопрос, он закономерен.  А еще я знаю, что люди умирают, если не видят для себя завтра. Если нет ради чего, если будущее видится непереносимо ужасней дня сегодняшнего. Это первый шаг силой воображения к аннигиляции собственного существования.

И что я с ними в терапии делаю? Увы, я не  волшебник, я не могу найти для других смыслы. Я сама то с трудом цепляюсь за остатки собственных.  Но я чуть больше знаю про страх и знаю, что из страха так себе смыслы прорастают, вернее  из него растет только один: выжить. А ведь нам важно знать, чего ради? Чтобы дальше что? Картинку будущего: терплю, выдерживаю на грани возможностей трудно назвать манящей, она годится разве что для краткого марш-броска, а для длинных грядущих лет отнюдь.

И тогда мы внимательно смотрим на эту картинку. И чаще всего понимаем, что она — продукт испуганного воображения. Где то здесь возможен постепенный выход к иным, долгоиграющим смыслам, где-то здесь же горевание по утраченному, признание невозможности его вернуть, смирение с собственным бессилием, как часть процесса в котором мы все же возвращаем себе силу и контроль через признание того, что у нас все еще есть выбор. В каждый момент есть пусть маленький, но выбор. И мы его делаем.

Отзывы

Все отзывы