Зачем нужны вопросы?

Что я умею — так это задавать вопросы и внимательно слушать ответы. Намного лучше, чем говорить, хотя говорить я тоже очень люблю, но это все любят и мало кто хорошо умеет и я, увы, не исключение. А вот с вопросами у меня лучше, и кажется, всегда было неплохо. Видимо помогало природное любопытство, со временем получившее в союзники зрелое понимание насколько для каждого из нас важно быть замеченным, услышанным, быть тем, к кому проявляют искренний интерес. А как еще его проявлять, если не через любопытство и внимание?

С годами я отточила навык задавания вопросов до совершенства: русский язык прекрасно приспособлен для изумительно коротких формулировок, что при этом чудесным образом стимулируют другого просто потому, что позволяют самостоятельно продолжить и вопрос, и ответ. Так любые сложносочиненные фразы, типа «Что ты почувствовала в связи с …» «И как на тебе отразилось то, что…» « Что бывает, когда ….», «А ты думаешь так или вотэдак» сводятся до «и как оно?», «и тогда….?», «и…?» (я уж молчу про «на х..?» — этот бьет рекорды эффективности, но не всегда может быть исполнен в исконном варианте).

Когда в ответ говорят «не знаю», я молчу, вздыхаю, иногда говорю что-то вроде «Да?», реже «а если бы знал?» иногда «кого бы ты спросил?». Заданные в правильный момент и желательно без издевки, они могут вдохновить другую сторону на неожиданное открытие в себе бездонных шахт знаний.

Да, и есть конечно вопросы, которые лучше не задавать. Например, абсолютно бессмысленно спрашивать детей «о чем ты думал, когда….». Мы ж догадываемся, что функция мышления была переведена в режим стендбай, а если и нет, то ни о чем таком, что можно повторить вслух, он не думал, тогда какой смысл? Впрочем, мужчинам лучше тоже такой вопрос не задавать. С ними вообще целый кодекс, когда молчать, когда и что спрашивать (сильно отличается от общения с клиентами) жаль не учат в школе, все на собственных граблях приходится постигать.

Вообще любые риторические вопросы лишь создают у спрашивающего ложное ощущение диалога, у того же, к кому они обращены чаще всего вызывают раздражение. «Чем ты думал? Как ты мог? За что мне все это? И это все что ты можешь ответить? Как же так?» — не вопросы, а наезд. Не то чтоб не нужны, но должны быть дозированы и использованы исключительно по назначению: для выражения гнева. Не стоит возлагать на них особых когнитивных надежд — ответ будет либо агрессивным, либо бессмысленным, либо и то и другое одновременно.

Вопросы себе тоже имеют значение. Например, «почему, ну почему у меня вечно все воттаквотблин?» давно мною переделан в «а как должно быть?» Ну и там сразу начинается ненаучная фантастика: нос ивана ивановича к душевным качествам сергея петровича, такой же, но с перламутровыми пуговицами и прочие сверхожидания. И тут же испытываешь облегчение: в природе желаемого пока не существует, радуйся тому, что есть. Так я взращиваю в себе благодарность. С ней веселее, чем с недовольством.

С вами был вестник психологического благополучия. Не переключайтесь, у меня к вам будут вопросы.

Отзывы

Все отзывы