Зачем нам лезть в прошлое?

Есть клиенты, которые отчаянно не хотят «копаться» в прошлом.  (давайте уже обвиним во всем родителей и завершим сеанс пораньше).  Тут за процессом затерялась цель, как если бы мы решили, что к зубному люди ходят ради мучительной встречи с бормашиной. И чем мучительнее, тем эффективнее. 

Не садист ли вы, доктор, зачем мне возвращаться туда, где было так больно? Что за нездоровый интерес к делам давно минувших дней?

В неприятной, но правдивой аналогии с посещением зубного это означает примерно следующее: давайте не будем источник инфекции удалять, просто заполируйте зуб, чтоб красиво и больше никогда не болело.

Психика так устроена. Она отлично вытесняет то, что было когда-то непереносимо, у нее есть масса механизмов справляться «здесь и сейчас». В долгосрочном плане некоторые из них оказываются разрушительными.

Так, сегодня в одном из подкастов женщина говорила о пережитом опыте насилия в детстве. О чем она вспомнила, когда ей  было 30 лет, слушая чей-то рассказ о ранней обиде на брата.

Ей было 10, она проснулась ночью от того, что какой то взрослый мальчик – сын гостивших друзей родителей —  улегся на нее, но девочка, увидев на соседней кровати младшую сестру, подумала: «ее надо защитить». Дальше диссоциация (девочка отлетела мысленно из тела) и провал в чувствах, провал в памяти. А идея «защитить сестру» привела к тому, что с утра она не только не рассказала с утра, что случилось, но еще и в будущем с удивлением ловила себя на бессмысленном вранье, на том, что «замораживалась» в отношениях, на том, что постоянно «отлетает» из тела. А главное к тому, что на долгих 20 лет она «забыла» о произошедшем.  

 

Многое из прошлого вытеснено, забыто, сознательно запечатано. У меня нет идеи обязательно все вскопать и ткнуть клиента в болезненное.

Но многие решения о непереносимости, невозможности пережить, все диссоциации, как способ справляться – это ранние решения из логики (если она вообще есть) крошечного ребенка. Иногда это бессознательно данные себе зароки. Так, малыш, на глазах у которого бабушка споткнулась и сломала ногу, может дать себе обещание «никогда больше не злиться». Потому что в его логике бабушка упала от того, что он полчаса назад на нее разозлился за выключенные мультики.

Не сложно догадаться к каким нелегким последствиям приводит запрет на злость и сколько непрожитого чувства вины бродит в теле теперь уже взрослого человека, который, столкнись он с травмой бабушки в более позднем возрасте, точно бы не сделал выводов трехлетнего ребенка.

Заметить, что мы все еще живем по законам детских реакций, руководствуясь мнением или переживаниями малыша, бывает любопытно. Хорошая новость также заключается в том, что бОльшую часть ярких и болезненных переживаний детства мы вполне способны во взрослом возрасте переварить, оставив на их месте не такие уж страшные шрамы.

А когда в основе нет боли или страха, то можно принимать совершенно другие решения, можно иначе реагировать, можно по-новому строить отношения с людьми (кушать твердое, а не только пюре, если уж продолжить стоматологическое. Тьфу, никак не отвяжется)

  Но неприятно в процессе, что уж поделать. Простите, мы (терапевты и стоматологи) не хотели.

Отзывы

Все отзывы