Живительный порошок для дуболомов

 

Женщины частенько жалуются мне на своих мужчин, что в их описании больше похожи на дуболомов Урфина Джуса, которым не хватило живительного порошка, чем на людей со всей радугой эмоций. 

Нет, конечно, ни в чем нельзя быть уверенной, когда имеешь дело с такими созданиями, как мужчины, но все же терапевтический опыт свидетельствует: в большинстве своем (если только речь не о социопатах или людях на краю аутического спектра), они обладают теми же чувствами, что и прочая часть человечества.

А вот нарушенный контакт с собственным миром переживаний – это да. Такого добра хватает.

Но скажу по секрету, что и женщины, вынужденно его прервавшие, тоже ходят вокруг в изобилии. Иногда меня даже пугает, сколько вокруг бессознательного отказа от настоящих потребностей, сколько невозможности не то, что сказать, но хотя бы самой себе признать, что происходит в твоей душе и каким чувством ты переполнена.

Временами разрыв между реальным переживанием и внешней демонстрацией доходит до гротескного: внутри разрывает от обиды или ярости, там сидит сильная воительница, женщина высокого статуса и власти, а во вне транслируется мягкость милой девушки с персиковыми щеками.

Это то, что некоторые психотерапевты могли бы назвать конфликтом между основным внутренним архетипом и картинкой идеального Я, которую человек себе намечтал.

Так мамонтиха в «Ледниковом периоде» считала себя опоссумом и все переживала, что она недостаточно шустрая.  

Интересно, что часть людей скрывают от самих себя лишь какие-то назначенные неправильными чувства, а часть вообще пытается интеллектом побороть весь спектр от  условно негативных до позитивных, создавая таким образом и в собственных глазах и в глазах окружающих  картинку надежного, уверенного, уравновешенного человека.

Одновременно внутри много одиночества, невозможности доверять и полагаться на окружающих, страх уязвимости, подкрепляемой уверенностью, что все равно никто не поможет. Там может быть и бессознательная обида на мир, который так жесток, что приходится все делать в одиночку.

Ни одна из вышеназванных жизненных стратегий (читайте защит) не возникает без причин. Обычно —  это бессознательные ранние решения, базирующиеся на непростом опыте, в котором внешним миром была востребована лишь определенная наша часть, например, не слишком чувствительная. Потому что если бы ребенок позволил себе контакт с чувствами, он бы не выдержал всего объема наваливающегося страха. Или безнадежности. Или отчаяния.

Дальше подключается логика, с помощью которой мы подгоняем нужные аргументы за то,  что с нашей точки зрения является оправданным поведением.  

В итоге мы имеем фантазийный образ, к которому человек стремится, игнорируя свою природу и, сталкиваясь таким образом с невозможностью идти по максимально гладкому жизненному пути к своей реализации. К той жизни, в которой будут востребованы все или большинство его задатков.  

Проникать за крепостные стены интеллектуальных защит равно не просто, независимо от того, кто сидит напротив – мужчина или женщина. Мы все прекрасно научились отщеплять чувства, потребности и части, которые сами себе назначили стыдными.

Но хорошая новость состоит в том, что однажды внутренний конфликт между оставшимися «в тени» частями и проявляемым становится настолько невыносим, что  люди таки приходят в терапию.  Нынче в равных пропорциях. И мужчины, и женщины. Что отрадно.

 И мы всем обещаем живительного порошка. В хорошем смысле этого слова.     

 

 

Отзывы

Все отзывы