Возможна ли безоценочность в терапии?

Безоценочность терапевта. Существует ли?

Мы, конечно, к ней искренне стремимся. Примерно также, как Ахилл стремится догнать черепаху, так и мы хотели бы быть чисты от всякой оценки, от всякого даже бессознательного порыва.

И все же система ценностей терапевта незримо мерцает на фоне. И она может входить в серьезный конфликт с клиентской. 

*От клиента за километр несет нарушителем десяти заповедей, а терапевт преданный христианин, заботливый отец пяти девочек, вынужден слушать, как любовница номер один выдрала клок волос любовнице номер два, но все они потом вместе с женой клиента и его парой приятелей провели зажигательный вечерок и помирились. Не то чтоб невозможно, но подозреваю временами терапевту будет сложновато сохранять на лице нейтральность.

• Или у клиента, например, «коррупция – это норма жизни по-другому тут не выживают», а у терапевта в анамнезе травматичная история отжатия семейного бизнеса государством и он донатит в ФБК.

• А что если одна из ведущих защит клиента от уязвимой близости – промискуитет, в то время как терапевт, к примеру, сам пострадал от истории измены отца?

• Клиентка вяжет варежки «для наших мальчиков», а терапевт хоронит родственников, что на другой стороне? Где предел безоценочности? Сможет ли терапевт не насаждать собственную этику? В какой момент его сочувствие незаметно перейдет в назидание и воспитание? Ну ок, допустим, в словах он сдержится. Но у нас в арсенале немало способов молча проявить все, что мы думаем. Мы живые, наши реакции не скрыть. Чуть шире раскрытые глаза – и вот ты уже сдал себя с потрохами. Удивлен? Осуждаешь? Имеешь противоположное мнение?

Мы не можем достичь абсолютной безоценочности, как не может быть достигнуто абсолютное здоровье, абсолютная чистота, абсолютный покой (только в могиле). Но, понимая, что идеал недостижим, мы все же стремимся сохранить здоровье, наводим в доме порядок, пытаемся снизить тревожность.

Так же и в психотерапии. Мы пытаемся догнать черепаху безоценочности, и если мы в профессии чуть больше недели, мы обязаны замечать свои внутренние конфликты и неуклонно, безостановочно и неукоснительно быть в супервизии и терапии.

А вообще желаю, конечно, нам всем терапевтов близких по ценностям. А если мы сами терапевты, то быть теми, кто способен увидеть свой внутренний конфликт и обойтись с ним максимально бережным для клиентского процесса способом, не переходя в насаждение собственной этики или идеологии.

Я, кстати, знаю один терапевтический центр, где клиентов, приходящих в супружескую терапию, спрашивают они развестись хотят или сохранить брак. И в зависимости от ответа рекомендуют разных терапевтов. Мне кажется это примерно все, что нужно знать о безоценочности и о влиянии личности терапевта на процесс. Как же нам всем быть? Ну по возможности снижать риски, выбирая близких по ценностям. Довольно сложно, но я могу сказать про себя.

Что лично меня насторожило бы в терапевте:

• Проскальзывающая в речи высокая степень поляризации, черно-белые высказывания, лозунги, декларации «так правильно», морализаторство, ощущение (которое терапевт транслирует) что он знает, как правильно, наставления (если только у вас не формат консультаций)

• Ограниченность собственного жизненного опыта терапевта, сильный разрыв в социальном опыте терапевта и клиента

· Отсутствие у терапевта личной терапии и регулярной супервизии Какой вопрос хорошо бы задавать самому себе, если вы терапевт? Это лучше всего сформулировал на днях мой клиент.

Извините, приведу без купюр. Вопрос звучит так: «Не совсем ли я ебанулся в своей идеальности и не считаю ли я себя спасителем, в то время как большинство прозрели во мне мудака?». Впрочем это очень полезный вопрос для любого эксперта.

Отзывы

Все отзывы