Верить ли клиенту

Есть хорошая и плохая новости.

Плохую нам лет 15 назад сообщил доктор Хаус: «все люди врут».  Я бы добавила: «не всегда намеренно».

Любое воспоминание, даже в исполнении двоих участников, обычно отличается: мы разное заметили, нам разное показалось важным, акценты, эмоции, прошлый опыт – все это фонит, окрашивая текущий момент для нескольких наблюдателей иногда в абсолютно противоположные краски.  Часто на помощь приходит конфабуляция — подтасовка фактов под переживания, ложные воспоминания.

Но есть и хорошая новость. Все это не так чтоб сильно мешает терапии. Потому что мы в конце концов работаем с психическим содержанием, то есть с интерпретацией фактов, с тем, что человек на эмоциональном, телесном, бессознательном уровне переживает. И конечно слушаем, что какое именно значение на уровне сознания он присваивает тем или иным фактам. В скобках заметим часто нейтральным.

Но давайте поставим вопрос еще чуть глубже. Есть ли место искренности в терапии?

Я бы сказала, что искренность не может возникнуть там, где ее нет с самим собой.

На сессиях я вижу, как людям бывает сложно быть правдивыми с самими собой, и они искренне заблуждаются, чаще всего в случаях, когда считают кого-то другого виноватым или думают, что им все понятно и все объяснимо. Зачастую это спасение от аутоагрессии: если мир полярный, в котором либо я прав, либо ты, то проще обвинить других, потому что иначе придется справляться с самообвинением. А на это уходит в два раза больше энергии – одна часть на самонападение, другая на самозащиту. Крайне утомительно.

Что можно делать в терапии?

Иногда достаточно точно назвать то, что происходит и накал переживания резко падает вниз. Собственно, это часто то, что и делает терапевт.  Бывают сессии, в которых именно это становится ключевым поворотом работы: ты 50 минут слушаешь, а потом говоришь 2 слова. Даешь название происходящему. Искренне названное и признанное теряет свою магическую силу.

Я не предлагаю сейчас сомневаться в том, что вы рассказываете или чувствуете, но я предлагаю подумать о причинах. Чаще всего именно их мы сами от себя скрываем.

Например: я злюсь, что ты не ответил мне вовремя на мое сообщение – это вроде искренность.  Но более глубокий уровень был бы (с самим собой хотя бы) – я злюсь, когда мой партнер не отвечает вовремя, потому что начинаю сомневаться в том, что между нами происходит, у меня возникает ощущение, что я не важна и не ценна, я не могу с этим справиться и я то злюсь на него, то нападаю на себя.

Заметим, что во втором варианте не только меньше обвинений, но еще и возникает путь по которой и пойдет терапевтический процесс.

Что ж пожелаю всем нам мужества на пути обретения правдивых названий происходящего. (и себе!)

Отзывы

Все отзывы