И он тогда тоже изменится!

Один из запросов, с которым не возьмется работать ни один уважающий себя терапевт – запрос на изменение партнера. Мы по-разному обойдемся с этой «свежей» идеей, конечно.

  • Кто-то ответит клиенту, что гарантию подрехтовать партнера под нужный стандарт можно получить разве что у «потомственных ведуний».
  • Кто-то будет вести бережные диалоги по типу: а сколько времени и усилий вы готовы положить на воспитание человека, чей уровень осознанности, по вашим словам, таков, что его, похоже не примут в ясли? А нет ли случайно в вашей жизни занятия более увлекательного? А что такого в ней произошло, что вся она сконцентрирована на человеке, который опять не помыл руки перед ужином, противно цыкает зубом, храпит и это основное, что вы можете о нем сказать?

Обычно с возрастом отношение к партнеру, как и отношение к мороженому, меняет свою эмоциональную окраску: чаще сглаживается, но иногда становится идефикс.

Я встречала подобных энтузиастов влияния, уверенных на 20 и даже 40 году совместной жизни, что они просто пока не подобрали ключ. Нужны правильные слова, интонация, и партнер начнет делать, что положено: служить отношениям в требуемой форме. «Я знаю» – говорила мне одна дама в летах – «я знаю, как только я сама изменюсь, он тоже изменится». Глаза ее мечтательно загорались. И столько было надежды, столько в ее тоне несгибаемого «буду пилить эти гири, пока не добуду золота», что мне становилось не по себе. За внешне безобидным «буду работать над собой» звучало «найду код и таки взломаю, взломаю этот ящик!»

И за этим воодушевлением видны были:

Высокомерная непреклонность: я лучше знаю, как надо, и я буду за это бороться!
Контроль. Где у него кнопка? А! Она ж во мне!
Неуважение. Он – объект, без личной воли, ценностей, желаний. Он меняется вслед за мной.
Манипуляция, в которой истинный мотив «изменить другого» прикрыт линялой шкуркой овечки по имени «расту над собой из последних сил».

Таким невинным на первый взгляд способом человек контрабандой пытается протащить влияние. Но манипуляция обычно считывается, и я бы не слишком рассчитывала на успех предприятия под названием: «изменюсь и за мной подтянутся все неразумные». И даже, если мы найдем в своей душе искреннее, без двойного дна намерение измениться, я верну нас всех в реальность.

А она такова: мы можем сделать свой шаг навстречу человеку, но это не означает, что он тоже станет симметрично продвигаться. Может ли леопард избавиться от своих пятен. Хочет ли? И главное: зачем?

Да, семья – это система. Да, изменение одного из ее элементов неизбежно влияет на другие, чаще всего в том, как строится между ними взаимодействие.

Но сведение людей до элементов – избыточное упрощение, а идея об управлении всеми остальными через себя отдает детским магическим мышлением. Размер самомнения в этом случае значительно превышает пределы наших возможностей, ибо мы, к счастью, не всемогущи. А у других, как это ни странно, есть собственные желания, воля и мыслишки о том, как бы они хотели обустроить свою жизнь.

Итого.

Я бы отказалась от идеи «я изменюсь и тогда он в след за мной». Давайте остановимся на первой части: «я хочу изменений». Хочу быть чуть более счастливой, наполненной, жить более интересной жизнью, хочу гармонии, хочу меньше раздражаться на партнера, тепла в отношениях. Что лично я могу для этого сделать? И что находится вне моего контроля и влияния? Готова ли я искренне смириться с тем, на что не могу повлиять?

«Мальчиком я думал: „Я расскажу им, что я видел, в надежде, что люди изменятся к лучшему”. Но люди не менялись и даже не хотели знать. Гораздо позже я понял смысл страдания. Оно может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого». (Иегуда Берг)

Отзывы

Все отзывы